Мера будет распространяться на города, участвующие в программе "Чистый город", где отсутствует централизованное тепло- и газоснабжение. В них предлагается применять понижающие коэффициенты к тарифам на электроэнергию для населения. Как разъяснили "Российской газете" в пресс-службе ФАС, в законопроекте предлагается применять к тарифам на электроэнергию понижающий коэффициент от 0,37, к примеру, в Красноярском крае. Сейчас нижняя планка понижающего коэффициента установлена от 0,7. Изменения поспособствуют переводу с печного отопления на электрическое и улучшению экологической ситуации, подчеркнули в ФАС.
В программе "Чистый воздух" участвуют 43 города. Большинство их расположено в Сибири и на Дальнем Востоке. По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, объединенная энергосистема (ОЭС) Сибири, объединяющая регионы Сибирского федерального округа и частично Дальнего Востока, отличается высоким профицитом генерирующих мощностей. По данным Системного оператора (СО), установленная мощность электростанций ОЭС Сибири по итогам 2023 года достигла 52,4 гигаватта (ГВт), тогда как суточный максимум потребления мощности составил лишь 34,8 ГВт. Избыток мощностей перекроет дополнительные потребности в электроэнергии, которые будут связаны с переходом с печного на электрическое отопление, и при этом не потребует дополнительных капзатрат. Поэтому предоставление скидок для некоммерческих потребителей будет иметь экономическую целесообразность, считает Родионов.
Но основная часть городов, участвующих в программе "Чистый город", располагается в регионах, где уровень газификации крайне низок. Например, в Красноярском крае - 19%, Иркутской области - 9,4%, Хабаровском крае - 30%, Бурятии - 1%, Хакасии - 8% и другие. Самый известный в этом смысле - Красноярск. Про необходимость его газификации говорили очень много, связывая эту работу с объединением западной и восточной газотранспортных сетей (ГТС), а также строительством газопровода "Сила Сибири-2" в Китай. Схожая ситуация с газификацией Забайкальского края, Иркутской области, Бурятии и Хакасии. По строительству газопровода пока нет окончательного соглашения с Китаем, поэтому вопрос с газификацией также висит в воздухе. Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, в принципе пока нет газа, и его по объективным причинам не будет в ближайшие несколько лет, то, конечно, логично стимулировать потребителей переходить на электроэнергию с целью снизить загрязнение воздуха в городах. Но равноценной по затратам эта замена никогда не будет. Хотя бы потому, что у нас в стране газ почти в 10 раз дешевле электроэнергии.
С точки зрения ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, предложение заменить для населения ряда городов газ электроэнергией не означает, что от газопровода откажутся совсем. Строить его все равно придется, в первую очередь для обеспечения газом востока страны и решения экологических проблем.
Здесь можно вспомнить, что после более чем трехкратного падения экспорта газа в Европу одним из простейших способов удержать его добычу и быстрой монетизации "зависших" объемов называлось расширение внутреннего потребления, в том числе за счет газификации. Но после "электрификации" своего жилья весьма сомнительно, что люди будут переходить на газ, когда он появится, несмотря на его дешевизну. Покупка оборудования и практически капитальный ремонт дома требуют сил, времени и немалых денег.
Как альтернативу электричеству, по мнению Родионова, вместо печного топлива можно использовать сжиженные углеводородные газы (СУГ) на индивидуальных газораспределительных установках и модульных котельных. Такое решение особенно актуально для тех регионов, где нет доступа к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), поскольку СУГ просто доставлять до потребителей в цистернах.
Также, по его словам, уходу от печного отопления может способствовать и дерегулирование экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Речь идет о предоставлении возможности экспорта для всех без исключения проектов, вне зависимости от масштаба и наличия уже действующих экспортных разрешений. Это повысит рентабельность малотоннажных проектов, газ с которых можно было бы использовать как для снабжения удаленных территорий, так и для экспорта автомобильным транспортом. Например, в США экспорт СПГ морским транспортом в 2023 году достиг 121,6 млрд кубометров, а автомобильным (в Канаду и Мексику) - 19 млн кубометров.