04.06.2024 19:58
Поделиться

Экономист Чепуренко рассказал, почему рост малого бизнеса - это устойчивый тренд

Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 21 процент. В 2023 году было создано 1 млн 200 тыс. новых малых предприятий. Выросло и число молодых предпринимателей. Как свидетельствует индекс RSBI (рассчитывается Промстройбанком, "ОПОРОЙ России" и Magram Market Research путем опроса 1,8 тыс. компаний), по итогам марта деловая активность МСП достигла 57,7 пункта, обновив исторический максимум. Объясняется ли весенний подъем некими сезонными факторами или таков устойчивый тренд? Обсудим тему с доктором экономических наук Александром Чепуренко.
Такова уж природа малого бизнеса - он, как Ванька-Встанька, способен восстанавливаться после самых трудных испытаний.
Такова уж природа малого бизнеса - он, как Ванька-Встанька, способен восстанавливаться после самых трудных испытаний. / Сергей Куксин/РГ

Малый бизнес способен восстанавливаться после самых трудных испытаний

Малый бизнес действительно находится на подъеме?

Александр Чепуренко: Да, это устойчивый тренд. Судя по данным и других исследований - например, Лонгитюда малого бизнеса ФОМ, - малое предпринимательство восстанавливается. Так, в I квартале этого года о том, что прошлый, 2023 год стал для их бизнеса более успешным, чем 2022 год, сказали 38 процентов (+7 п. п. к I кварталу 2023 года), а менее успешным его признали 28 процентов (-9 п. п.), что практически соответствует оценкам 2021 года - тогда малый бизнес как раз восстанавливался после первых тяжелейших потрясений, связанных с пандемией коронавируса. Такова уж природа малого бизнеса - он, как ванька-встанька, способен восстанавливаться после самых трудных испытаний.

Экперты отмечают повышение делового оптимизма у малых и средних предпринимателей. Согласно индексу RSBI, роста выручки ждет максимальная за все время наблюдений доля предприятий МСП - 43 процента. В какой мере эти ожидания связаны с прогрессирующей инфляцией, то есть, попросту говоря, с ростом цен?

Александр Чепуренко: На этот вопрос трудно ответить однозначно, в голову респондентам не залезешь. Полагаю, инфляционный эффект также прослеживается, но в целом, скорее всего, владельцы малого бизнеса, который преимущественно работает с домохозяйствами, ориентируются на рост денежных доходов потенциальных потребителей. А он в 2023 году происходил у определенных категорий населения - работников ряда предприятий промышленности, например.

Доктор экономических наук Александр Чепуренко. Фото: Высшая школа экономики

Кадровый потенциал малого бизнеса - это прежде всего выпускники СПТУ

О расширении штата в марте сообщили 18 процентов предпринимателей. Это тоже рекордный показатель. Как выглядит сегодня кадровый потенциал МСП?

Александр Чепуренко: Вот этот момент точнее всего говорит о том, что владельцы малого бизнеса ориентируются на рост спроса на свои товары и услуги, а не только на инфляционный рост цен на них. Иначе штат не расширяли бы. Особенно в нынешних условиях, когда кадровый голод (в российской экономике, по некоторым оценкам, не хватает сейчас до 5 млн работников) заставляет идти на повышение заработной платы. Кадровый потенциал малого бизнеса, то есть те группы, которые могут войти в состав его работников, - это прежде всего выпускники СПТУ, а также ряд категорий взрослого населения, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут найти применения на крупных предприятиях: пожилые работники, молодые мамы, нуждающиеся в сокращенном или гибком рабочем дне. Конечно, перспективы повышения производительности труда в малом и среднем предпринимательстве связаны главным образом с получившими специальную подготовку молодыми кадрами. Система среднего профессионального образования в крупных городах в последние годы явно испытывает приток вчерашних школьников, поступление в СПТУ или колледж перестало считаться непрестижным выбором.

С чем устойчиво положительное значение индекса RSBI сейчас связано?

Александр Чепуренко: Прежде всего - с сохранением острой необходимости насытить российский внутренний рынок. Малый и средний бизнес в силу своей большей гибкости и меньшей заметности легче адаптируется к санкционному режиму и играет активную роль в параллельном импорте в Россию целого ряда видов товаров и услуг для населения. В какой-то мере он и сам становится производителем соответствующих товаров и поставщиком услуг, заполняя освободившиеся ниши, а также выступает субподрядчиком у более крупных структур, участвуя уже не просто в параллельном импорте, но и в импортозамещении.

Впрочем, здесь я бы роль малого бизнеса не преувеличивал. Хотя в определенных нишах он может выступить в роли поставщика на отечественный рынок собственных продуктов, следует понимать естественные границы возможностей данного сектора. А они определяются его объективными показателями: подавляющее большинство субъектов МСП - это микропредприятия с 3-5 занятыми, производительность труда на таких предприятиях, как правило, в десятки раз ниже, чем на среднем или крупном производстве, где есть возможность применять современное оборудование и передовые технологии. А значит, продукция такого микропредприятия будет по определению дорогой.

Какую роль в укреплении этого сектора экономики сыграли меры поддержки со стороны государства и какую - другие факторы?

Александр Чепуренко: В 2023-2024 годах государство предприняло ряд шагов по поддержке сектора малого бизнеса. Самые распространенные среди них - предоставление субсидий и грантов, льготы по налогам, мораторий на проведение проверок бизнеса, информационная поддержка. Часть из них была продолжением мер, которые были введены еще в период пандемии. Нужно сказать, что в 2021-2022 годах охват сектора малого бизнеса мерами господдержки впервые за почти 30 лет осуществления такой политики в РФ стал значимым: некоторыми мерами поддержки смогли воспользоваться уже не единицы, а десятки процентов субъектов МСП.

Важно в последние годы также то, что государство создает цифровые платформы для продвижения информации и сбора запросов на предоставление различных видов поддержки: сегодня ничего не знает о мерах господдержки только тот предприниматель, который и не хочет об этом ничего знать, - например, потому что в принципе не доверяет государству и не ждет от него "пряников". Таких, кстати, довольно много среди владельцев малого бизнеса. Поэтому, в том числе и с учетом этого укоренившегося недоверия к государству, говорить о том, что именно государственная поддержка сыграла основную роль в восстановлении малого предпринимательства, значило бы сильно упрощать ситуацию. Вообще бизнес потому и бизнес, что не ждет ни от кого подарков и сам способен "вытащить себя за волосы" из болота любого кризиса.

Предоставление кредитной поддержки малому и среднему предпринимательству позволило смягчить эффект от резкого ужесточения денежно-кредитной политики в марте 2022 года. Какое-то время стоимость кредита для МСП по льготным программам была ниже, чем ключевая ставка. А как сейчас? Какие банковские ставки сейчас по госпрограммам поддержки малого и среднего бизнеса и насколько они отличаются от среднерыночных?

Александр Чепуренко: В 2024 году коммерческие банки продолжают выдавать льготные кредиты для поддержки МСП по трем федеральным программам - "1764", ПСК и ПСК + "1764". Кредиты на специальных условиях могут взять юрлица, ИП, а в некоторых случаях даже самозанятые. По постановлению правительства N 1764 о субсидировании кредитования для субъектов МСП ставка составляет от 13,5 процента до 15,75 процента в зависимости от категории предприятия и срока; по ПСК, т.е. для средних предприятий - от 18 до 19 процентов на срок до 3 лет, по ПСК + "1764" (в этой программе могут поучаствовать МСП в ряде приоритетных видов деятельности) - от 7,5 до 9 процентов годовых на срок до 3 лет. При нынешней учетной ставке ЦБ в 16 процентов это весьма дешевые, льготные деньги.

Какие услуги и банковские продукты сейчас наиболее востребованы малым и средним бизнесом?

Александр Чепуренко: Самыми популярными у клиентов являются услуги по удаленному банкингу (банковские приложения в смартфоне позволяют общаться с банком удобно, в любое время, без посещения офиса) и так называемые зарплатные проекты, т.е. услуга для предприятий и ИП по автоматическому зачислению заработной и других выплат (командировочных, премий) на карты сотрудников. Это экономит массу времени у небольшой бухгалтерии даже среднего предприятия, не говоря уже о малом бизнесе. Если же говорить о кредитах, то это далеко не самый востребованный продукт - кредитами пользуются порядка 8-10 процентов малых предприятий. Дело опять-таки в самой природе малого бизнеса: он почти никогда не имеет приемлемого для банков ликвидного залогового обеспечения и чаще всего не испытывает потребности в значительных объемах кредитов, так как обычно имеет своей целью не рост и расширение бизнеса, а функционирование в уже сложившемся масштабе.

Какие отрасли малого и среднего бизнеса развиваются устойчиво, а в каких вы видите наибольшие трудности?

Александр Чепуренко: Согласно данным банка "Точка" и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, к числу самых быстрорастущих отраслей малого и среднего бизнеса в России в 2023 году относились интернет-торговля (она растет еще со времен пандемии), реклама (рост продаж требует соответствующих усилий), внутренний туризм (переключение спроса массового потребителя на внутренние возможности для путешествий и отдыха). А наибольшие трудности испытывали малый бизнес в телекоммуникационной отрасли, медицине, культуре, т.е. те виды деятельности, в которых нужны либо весьма значительные вложения в основной капитал, либо устойчивый рост доходов соответствующей группы потребителей.

Бизнес потому и бизнес, что не ждет ни от кого подарков и сам способен "вытащить себя за волосы" из болота любого кризиса

В базовом сценарии Национального рейтингового агентства (НРА) совокупный оборот малых и средних предприятий в реальном выражении может восстановиться до уровня 2019 года только к 2026 году. Судя по тому, как устойчиво МСП идет в рост, сценарий НРА уже устаревает?

Александр Чепуренко: С одной стороны, это так. Восстановление явно происходит быстрее ожиданий. После довольно заметного спада в первой половине 2022 года начался "отскок" - освоение новых рынков, связанное с этим выстраивание новых логистических цепочек, цифровизация продаж и сбыта. С другой стороны, общие темпы роста российской экономики, которые прогнозируются на ближайшие годы как правительством и отечественными экономистами, так и международными организациями, высокими назвать нельзя. С учетом значительной зависимости ситуации в малом и среднем предпринимательстве в первую очередь от роста доходов населения и во вторую - от заказов со стороны более крупных компаний, для устойчивого роста оборота в данном секторе нужны масштабные изменения в структуре экономики, а главное - стабильность и предсказуемость общей ситуации.

Справка "РГ"

Александр Чепуренко, доктор экономических наук. Родился в 1954 г. в Москве. Окончил экономический факультет МГУ в 1977 г. С 1991 по 2004 г. - один из руководителей Российского независимого института социальных и национальных проблем, с 2004 г. - профессор факультета (затем - департамента) социологии Высшей школы экономики и одновременно главный научный сотрудник Института социологии РАН. Один из ведущих отечественных специалистов в области исследований предпринимательства и малого бизнеса, неоднократно выступал в массовой печати по проблемам российского предпринимательства и политики в отношении малого бизнеса. Много публикуется по проблемам трансформации постсоветских обществ и роли в ней предпринимательства.