Если копать совсем глубоко, то первый задокументированный случай перемещения здания относится к 1455 году! Тогда итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти переместил на 13 метров 24-метровую церковную колокольню в Болонье. Потом многие годы о перемещении зданий ничего не было слышно, пока за это дело не взялись в США в 1870-х - в Нью-Йорке даже была основана специальная фирма.
Впрочем, и в Российской империи вскоре тоже начали двигать. Первое каменное здание у нас в Москве передвинули в августе 1898-го. При расширении товарной станции Николаевской железной дороги инженер Осип Федорович решил не сносить мешавший работам двухэтажный особняк. Он предложил его хозяйке, вдове состоятельного шотландца Джейн Макгилл, переместить дом. По этому поводу вышла статья в журнале "Нива": "Здание связано в трех местах поперек стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита; сняты все перегородки, двери, пол также вынут".
В итоге здание весом более 1,8 тыс. тонн по рельсам с помощью конной тяги и сотни рабочих за неделю передвинули на 100 метров. Стоит оно на новом месте по сей день, возле железной дороги: улица Каланчевская, 32/61. Технология вошла в историю как "метод передвижки Федоровича".
Массово же это дело, что называется, поставили на рельсы в 1930-е. Сначала метростроевцы подвинули на 25 метров электроподстанцию во дворе Театра сатиры - она мешала вывозить грунт со стройки подземки. Вскоре из метростроевцев сформировали Трест по передвижке и разборке зданий, главным инженером которого стал Эммануил Гендель. И пошло-поехало - здания стали передвигать без отселения жителей, нередко в них сохранялась телефонная связь и отопление. По поводу передвижки пятиэтажки на Садовнической улице в июне 1937 года писала уже газета "Правда": "Только по огням светофора можно будет судить, движется дом или стоит на месте. Зеленый свет будет обозначать движение, красный остановку. В доме установлены специальные приборы, по которым можно будет определить, дает ли здание осадку, каково напряжение балок и т. д.".
Передвигали главным образом дома, представляющие архитектурную и историческую ценность, - рядовые постройки часто было проще и дешевле снести и построить заново.
Но и в более поздние времена об этой технологии не забыли. Кстати, с годами она кардинально не изменилась. Конечно, вместо лошадей уже есть техника, да и расчеты доверяют компьютерам, но внешне передвижка 2020-го выглядит примерно так же, как в 1935-м.
Последнее наиболее заметное перемещение произошло 45 лет назад - весной 1979 года, снова на Тверской, решили подвинуть Конторский дом Сытина. Дело в том, что он загораживал новое здание издательского комплекса "Известий". В самом доме Сытина тогда располагалась редакция газеты "Труд". Особняк уехал на 33 метра в сторону Настасьинского переулка и стоит там по сей день.
С тех пор о передвижках зданий в Москве позабыли, хотя на рубеже XXI века передвинули целиком два моста. Двигали их по воде с помощью барж, не разбирая на части - технология немного другая. А вот к перемещению зданий вернулись в 2020 году. Территорию бывшего завода "Борец" в Марьиной Роще решили застроить жилыми домами, но при этом сохранить историческую водонапорную башню, мастерскую и сборочный корпус конца XIX века. Вот только в проект нового ЖК они не вписывались, в связи с чем их и решили подвинуть на целых 230 метров. Все прошло успешно.
А уже весной этого года к постройкам снова вернулись - их опять передвинули в промежуточную точку на 100 метров, чтобы начать строительство технопарка креативных индустрий "Густав". Название не случайное - завод был основан в 1897 году немецким промышленником Густавом Листом. Башню, мастерскую и сборочный корпус отреставрируют и превратят в общественное пространство, рассказали "РГ" в пресс-службе компании-застройщика, которая занимается передвижкой зданий.