По данным управления МВД по Воронежской области, за три первых месяца у жителей выманили 250 миллионов, из них около 100 - в "расслабленном" январе. Рост по сравнению с I кварталом 2023-го составил почти 80 процентов. Зарегистрировано свыше 1300 фактов дистанционного мошенничества - на четверть больше, чем годом ранее.
Основные сценарии не меняются: доверчивых граждан беспокоят "специалисты службы безопасности банка", "правоохранительных органов" и "Центрального банка". Обычно люди расстаются с деньгами на почве минутного помутнения - например, когда неизвестный собеседник сообщает о несчастье с близким родственником или о хищении средств с банковского счета, которое можно прекратить немедленно, раскрыв по телефону код доступа. Но вот осознание реальной картины приходит к потерпевшим порой очень нескоро. В мае полиция рассказала о сотруднике местной транспортной компании, который попался на удочку мошенников еще 31 января. Мнимый "сотрудник службы безопасности банка" убедил мужчину в том, что кто-то пытается взять на его имя кредит, и попросил максимально быстро оформить займы в различных банках, чтобы исчерпать свой кредитный потенциал. Полученные средства - более 3,2 миллиона рублей - были переведены на якобы безопасные счета, реквизиты которых предоставил услужливый "клерк". Мошенник обещал, что сотрудник банка скоро приедет к потерпевшему домой и вернет всю сумму. Гражданин ждал три с лишним месяца, перезванивал на абонентские номера доброхотов. Естественно, те враз стали недоступны.
Банк России подсчитал, что в 2023-м число жалоб на кибермошенничество от воронежцев увеличилось на треть. В текущем году выделилась новая категория жертв - военнослужащие и их близкие родственники. Аферисты пугают их тем, что из денежного довольствия будет удержана единовременная выплата в размере 195 тысяч рублей (она причитается при заключении контракта для отправки на СВО) по причине дисциплинарного или иного нарушения в зоне военных действий. Для пущей убедительности потенциальным жертвам направляют в мессенджер "копию выписки" из приказа департамента финансового обеспечения Минобороны. Ну а дальше на помощь приходит стандартная схема с "безопасными" счетами, куда предлагается перевести все средства с карты.
- Если вам поступил подобный звонок, кладите трубку без разговоров. Если вы получили подозрительное письмо по электронной почте или сообщение в мессенджере - не отвечайте на него. Цель злоумышленников - вывести человека из психологического равновесия и заставить совершить необдуманные действия. Никаких "безопасных" или "специальных" счетов не существует. По любым вопросам, связанным с деньгами, надо обратиться в свой банк по номеру телефона, указанному на его официальном сайте или на обороте платежной карты, - напомнили в ЦБ.
Основным способом борьбы с телефонными мошенниками остается блокировка их сим-карт. За прошлый год Банк России направил операторам связи 575,7 тысячи номеров, используемых для отъема денег у населения. В результате совместной работы с Минцифры участниками финансового рынка и телеком-компаниями за этот период количество подозрительных звонков с городских телефонных номеров сократилось на 75 процентов. Однако злоумышленники компенсировали эту потерю, расширив применение номеров мобильных, активизировались в мессенджерах, посредством которых они звонят, рассылают вредоносное программное обеспечение и поддельные документы. Вдобавок за минувший год в два с лишним раза возросло количество звонков с использованием нумерации 8-800 (в общей структуре их доля, впрочем, незначительна).
По данным сервиса Kaspersky Who Calls, в первом квартале 2024 года звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество получали 42 процента российских пользователей. Это в 1,5 раза больше, чем в аналогичный период 2023-го. С нежелательными звонками - включая спам от разнообразных коммерческих компаний - столкнулись 94 процента абонентов.
Все операторы связи рапортуют о серьезных объемах блокировки номеров. Как ранее сообщала "РГ" (https://rg.ru/2024/05/07/s-pozitivnoj-nastrojkoj.html), системы МТС отбивают в среднем 290 миллионов вызовов в месяц, из них 48 миллионов - с подменой номера. "Мегафон" ежемесячно блокирует 35 миллионов звонков с подменой номера, Tele2 - примерно 30, "Билайн" - около 10 миллионов.
В 2024 году злоумышленники активно прибегают к новой легенде, имитируя звонки от операторов сотовой связи. Как рассказали в Tele2, мнимые представители "службы поддержки" ссылаются на то, что у клиента истекает срок действия договора и сим-карта будет заблокирована, или сообщают, что кто-то пытается взломать ваш аккаунт и переоформить номер на третье лицо. Их цель - убедить человека назвать код из СMС или push-уведомления, открывающий доступ к личным сервисам. В компании напомнили, что настоящая служба поддержки телеком-оператора такой код никогда не запросит.
Совместный анализ "Лаборатории Касперского" и Tele2 показал, что мошенники все чаще предпринимают целенаправленные атаки на сотрудников определенных компаний и применяют дипфейки, рассылая людям аудиосообщения с просьбой о помощи якобы от знакомых, коллег или руководителей. Мнимый директор может убеждать вам взять на свое имя кредит (и, конечно, перевести деньги на "безопасный" счет).
- Мошенники использовали множество легенд, однако цель оставалась одной: похитить собственные и кредитные средства жертвы. Среди новых техник - получение одноразовых кодов подтверждения с помощью функции трансляции экрана в мессенджере во время разговора, без использования вредоносного ПО или программ для удаленного управления устройством, - отметил главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов. - Для защиты пользователям важно не сообщать никому конфиденциальную информацию, внимательно следить за уведомлениями от финансовых и информационных систем и всегда перепроверять сообщения в мессенджерах по другим каналам связи.
Эксперты призывают постоянно повышать свою цифровую грамотность и следовать базовым правилам кибербезопасности: не сообщать посторонним лицам конфиденциальные данные, коды из СMС и push-уведомлений, не устанавливать на устройства (в том числе смартфоны) никакие программы по просьбе звонящего.
- Нужно завершать беседу, как только она покажется сомнительной, и не перезванивать на номер, с которого поступил вызов. Крайне важно обеспечить дополнительный уровень защиты с помощью технических средств - в этом помогают специальные приложения, которые прямо во время звонка предупреждают о жалобах на мошенничество, поступающих на конкретный номер. Это помогает не вступать в диалог с потенциальным злоумышленником, - подчеркнул аналитик Kaspersky Who Calls Владимир Григорьев.
Сервисы для распознавания спама и потенциальных мошенников сегодня предлагают и финансовые учреждения (например, Сбер и "Альфабанк"), и телеком-операторы, и компании в сфере кибербезопасности. Сигналы об опасности могут быть представлены по-разному. Иногда абонент видит рядом с неизвестным номером предупреждение "Предположительно спам", иногда вызов обрывается почти сразу, а бывает, что узнать о поступлении подозрительного звонка можно лишь из отчета приложения (в списке вызовов он не значится).
- Сервисы для защиты от мошенников основаны на применении искусственного интеллекта. В нашем случае нейросеть определяет синтезированный голос, оценивает ряд других параметров. В довольно большой доле случаев удается распознать подмену знакомого номера - когда человеку звонят якобы с контакта, который вбит в телефонную книгу. Абонент, начав разговор с подозрительным человеком, слышит предупреждение - при этом его собеседнику оно не транслируется. Этих нескольких секунд бывает достаточно, чтобы очнуться от "гипноза" и проявить бдительность. Конечно, через систему защиты могут проскочить ненужные звонки, ведь мошенники зачастую задействуют сотни номеров подряд. За прошлый год таким образом мы заблокировали два миллиарда звонков, сэкономив людям 8,5 миллиона часов разговоров, - рассказала "РГ" первый вице-президент МТС по телекоммуникационному бизнесу Инесса Галактионова.
Развитие технологий позволяет использовать для ответа на звонки с незнакомых номеров виртуального секретаря. Он примет звонок, а для абонента будет сгенерировано уведомление о том, что предлагает собеседник (например, рекламу недвижимости, медицинской клиники или кредитных услуг).
- При желании человек сможет перезвонить на такой номер, - пояснила Галактионова. - Искусственный интеллект дает огромный простор для разработки голосовых помощников, которые нужны не только для защиты от мошенников, но и для решения повседневных задач. Скажем, мы готовим к выводу на рынок "умный" автоответчик: он основан на преобразовании речи в текст и наоборот. Допустим, звонит курьер или ребенок, а вы находитесь в театре или на совещании и не можете взять трубку. В этом случае автоответчик примет вызов, вопрос от звонившего вам придет в текстовом виде. Вы наберете ответное сообщение, которое автоматически преобразуется в голос вашего "помощника". Эта функция будет удобна и людям, у кого есть проблемы со зрением и слухом.