Кому необходимо непрерывное образование

Термин "непрерывное образование" был предложен французом Эдгаром Фором в 1968 году. Концепция непрерывного образования базировалась на идее о том, что новые знания, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека, появляются с такой скоростью, что обучение теперь будет сопутствовать человеку всю его активную жизнь.

Причем понятие "lifelong learning" трактуется в самом широком смысле. Это не только профессиональные навыки, но и знания, связанные со всем спектром человеческих интересов. В этом смысле кулинарные курсы или тренинг по личностному росту - тоже непрерывное образование.

Для ряда профессий непрерывное самообразование является необходимым условием не столько для карьерного роста, сколько для сохранения своего профессионального статус-кво. Например, врачи. Объем новой информации в этой области знаний велик и постоянен, это, по сути, длящийся поток профессиональной информации. Врач должен читать научные журналы, участвовать в профессиональных конференциях, осваивать новые методы диагностики: без этого он может выпасть из повестки.

Аналогично дело обстоит и в новых областях человеческой деятельности, например в работе над искусственным интеллектом, где важно в режиме нон-стоп следить за успехами коллег и конкурентов и динамически сонастраиваться с ними.

Переизбыток специалистов по некоторым профессиям заставляет их искать свое место на рынке труда

Непрерывное образование сегодня, присущее практически всем видам деятельности, имеет разные формы - от самостоятельного освоения программы Exсel до формирования навыков ведения корпоративного телеграм-канала, это тоже формы непрерывного обучения. Чем же вызвана необходимость дополнительного образования людей с высшим профильным образованием?

Прежде всего тем, что помимо базовых каждое направление деятельности требует специфических знаний и умений. Операционист банка, который хочет стать сотрудником кредитного отдела, должен пройти соответствующую подготовку. Оплачена она может быть работодателем, но может и самим соискателем, который намерен продолжить карьеру в другом направлении.

Здесь обычно возникает вопрос: почему существует и как велик разрыв между базовым высшим образованием и потребностью рынка труда? Да, такой разрыв есть, и он неминуем.

Высшее системное образование потому и называется системным, что оно дает устоявшиеся знания, базовые, надежные, проверенные. Оно способно перенастраиваться в соответствии с требованиями рынка, но другими темпами. Высшее образование, если будет давать исключительно современные и не всегда надежно проверенные знания или практики, перестанет быть системным, а значит, перестанет быть высшим.

Хороший работодатель понимает этот разрыв и дает ориентационный курс, в котором, кроме корпоративных особенностей, есть и элементы будущей специализации. Например, выпускник факультета менеджмента на работе столкнулся с необходимостью заполнения таблиц по калькуляции себестоимости продукции. Но высшее образование не должно отвечать на вопрос, в каком справочнике есть нужная для этого информация. Оно должно давать информацию о том, что такие справочники есть. Поэтому качественный работодатель всегда организует содержательное профессиональное погружение нового работника в свою предметную область. Предусмотрительные работодатели включают в свой управленческий бюджет затраты на такую подготовку сотрудников. И неважно, называется ли она переподготовкой или даже переобучением.

Впрочем, рынок труда неоднороден, в нем есть сегменты дефицитные и избыточные. Там, где есть избыток, специалист должен быть готов к перепрофилированию и зачастую - за счет собственных средств. Например, если юрист решил строить свою карьеру в области контрактного права, он может получить необходимые знания на специализированных курсах.

Там же, где есть дефицит, работодатель должен проявлять инициативу: проводить профориентационные мероприятия, формировать систему наставничества.

Обратите внимание: мы говорим о непрерывном образовании для людей с дипломами вузов. Это неслучайно. В Советском Союзе при безусловном мировом лидерстве его образовательной системы во многих направлениях было достаточно 11 процентов людей с высшим образованием. Сегодня у нас таких 33 процента. Переизбыток специалистов по некоторым профессиям заставляет их искать свое место на рынке труда. И это отдельное направление непрерывного образования, иногда подразумевающее переход на другую деятельность. Так, юрист может оказаться хорошим кондитером, а экономист стать строителем или резчиком по камню. И тут для получения дополнительных знаний гораздо больше вариантов: можно найти наставника или окончить соответствующие курсы, получить знания, используя интернет. Но важно при этом соблюдать следующие правила.

Первое: всегда надо формулировать цель, ради которой приобретаются новые знания. Второе: внимательно отнестись к выбору источника информации, не распыляться. Третье: применяйте на практике полученные знания, чтобы обучение не стало самоцелью. Четвертое: четко планируйте свои действия, чтобы понять, когда цель образования достигнута.

Эти правила универсальны для всех, кто находится в потоке непрерывного образования.

Донастройка образования на протяжении всей профессиональной деятельности стала нормой. И тут важно избежать двух крайностей: не превратиться в вечного студента, который не готов применить свои знания на практике, и не закоснеть в старых знаниях, отрицая любое новое и непривычное.