04.06.2024 10:05
Поделиться

Почему на Вятке предпочитают естественное лесовосстановление

По планам властей, на территории вятского края в 2024 году будет высажено более 11 миллионов саженцев ели и сосны - наиболее ценных культур, допущенных к выращиванию на ранее очищенных делянках. Однако эти площади почти на 40 процентов меньше, чем в Удмуртии.
До трех лет саженцам ели и сосны угрожает даже высокая трава. Чтобы ограничить ее рост, перед посадкой проводят специальную обработку делянок
До трех лет саженцам ели и сосны угрожает даже высокая трава. Чтобы ограничить ее рост, перед посадкой проводят специальную обработку делянок / Алексей Малышев / РГ

Сколько леса на Вятке

- Для искусственного лесовосстановления используются ель и сосна. Они являются основными лесообразующими видами для нашего региона. Главная задача - в первую очередь восстановить хвойное хозяйство. Что касается лиственных пород, то, например, береза в условиях Кировской области растет и без вмешательства человека, - пояснила сотрудник профильного управления минлесхоза Кировской области Екатерина Широбокова.

Как сообщили корреспонденту РГ в региональном министерстве лесного хозяйства, в настоящее время лесовосстановительные мероприятия на территории Кировской области проходят в полном соответствии с графиком. В текущем году на территории региона планируется высадить деревья на площади 3,6 тыс. га при общей площади лесного фонда 7,5 млн га. Кировская область занимает пятое место в европейской части России по площади лесов - ими покрыто почти две трети территории региона.

- Если смотреть широко, то основная проблема лесопользования в Кировской области - старые, перестойные леса. Деревья в них подвержены заболеваниям и в наибольшей мере заражены вредителями. Что касается лесовосстановления, в нашем климате леса могут восстанавливаться самостоятельно. Вопрос в том, какие виды деревьев вырастают на местах вырубок, - считает кандидат биологических наук из Вятского госуниверситета Екатерина Рябова.

Сжать или не сажать?

Екатерина Широбокова из регионального минлесхоза пояснила, что посадка леса в стране проводится по нескольким причинам. Для Кировской области, региона, где осуществляется интенсивная лесозаготовка, основная причина - компенсация вырубленных деревьев. В более южных степных регионах лесные насаждения ведут там, где лес не рос порой уже несколько столетий или вообще никогда.

- Например, в Татарстане засаживают участки, которые ранее не были облесены. У них глубочайшие овраги. Они тем самым укрепляют склоны. Причем сажают лес очень хорошо и качественно, - поясняет ученый-биолог Екатерина Рябова.

Естественно, подобные лесопосадки попадают в статотчеты. При этом в Кировской области основная часть лесовосстановления осуществляется естественным способом, что находит отражение в планах освоения лесов, которые утверждаются государством (в России основная часть лесов находится в федеральной собственности, часть полномочий по управлению передана на уровень регионов).

- Конкретный способ лесовосстановления связан с лесным участком. У нас в Кировской области до очень многих лесных участков можно добраться только зимой. Летом, когда можно высаживать лес, туда просто не попасть. Там можно запланировать только естественное лесовосстановление. Но в этом случае арендатор должен максимально сохранить подрост, - рассказала Екатерина Широбокова.

- Молодые деревья, которые находятся под пологом спелых, мы сохраняем. Чаще всего при заготовке леса у нас это получается. В таких местах не требуется сажать лес. Молодые деревья продолжают расти, и их достаточно для возобновления леса, - подтверждает руководитель лесозаготовительного предприятия из Нолинского района Андрей Гальвас, которого коллеги считают энтузиастом максимально внимательного отношения к сохранению лесных богатств Вятского края.

Сколько лет растет лес

Искусственное лесовосстановление не такой простой процесс. Чтобы ель или сосна достигли товарных размеров, порой, по оценкам специалистов специализированной федеральной структуры Рослесинфорга, требуется 60-80 лет. О том, что только что высаженный хвойный лес благополучно миновал критическую стадию, можно говорить только лет через 15 после высадки саженцев. Кстати, их выращивание - задача тоже не из простых.

- Когда в следующий раз будете в лесу, обратите внимание. Стоит огромная ель, на ней масса шишек. А вокруг всего штук пять молодых елочек. Поэтому, когда мы из семян выращиваем саженцы, это серьезное вмешательство в естественный ход вещей, - отмечает хозяйка одного из лесных питомников в предместьях Кирова Елена Бердникова.

Елена и ее коллеги ежегодно выращивают от 4 до 6 млн саженцев сосны и ели. То есть около 15 процентов из 35 млн материала для искусственного лесовосстановления, производимого на территории региона. При этом, чтобы из семени получилось маленькое деревце высотой около 15 см, требуется до полутора лет постоянного ухода.

Площадка, куда будут посажены будущие деревья, должна пройти предварительную подготовку. Ее цель - на первые пару лет не допустить там активного роста трав и мелколиственных деревьев, чтобы эти виды не забили саженцы ели и сосны (они тоже приживаются далеко не везде и требуют подбора участков для высадки).

- При хорошем стечении обстоятельств и правильном уходе к концу второго года деревце достигает высоты примерно в 35 см. Это на уровне травы. Серьезного угнетения со стороны конкурирующих видов здесь уже можно не бояться. Но и в последующем необходим агротехнический уход, - рассказывает Андрей Гальвас.

Он отмечает, что это касается тех видов, с которыми он и его коллеги работают постоянно. Когда же речь заходит об особо охраняемых лесах, участках, где на протяжении столетий растут не свойственные для региона деревья, например, липы, практики вынуждены обращаться за консультациями к ученым-ботаникам.

Есть ли стимул сажать лес?

Все эти работы по искусственному лесовосстановлению для арендаторов лесных участков бесплатными отнюдь не являются. Сейчас лесопользование и лесовосстановление в России - серьезно регламентированный процесс. Государственные органы решают, из каких семян и какие деревья можно высаживать в том или ином районе. Утверждают, какое количество деревьев можно вырубить и как затем проводить лесовосстановление, а затем контролируют, успешно ли приживаются саженцы. Под цифровым контролем - и весь путь уже заготовленной древесины.

В последнее время не работает даже максима о том, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их применения. Только в 2024 году в Кировской области возбуждено 28 уголовных дел о незаконных рубках. В большинстве случаев для лесопользователей восстановление деревьев - это обязанность и затраты.

Конечно, есть варианты, когда часть из них можно окупить. Например, при выполнении рубок прореживания в их распоряжении оказывается достаточно много материала длиной два-три метра и толщиной около 10 сантиметров. Доски из таких "стебельков" не напилишь.

Но если достаточно близко (чтобы логистика не съела всю выгоду) располагается предприятие, готовое перерабатывать низкосортную древесину, то возникает экономический стимул. Правда, с подобными производствами на Вятке проблемы. Уже на протяжении минимум десятилетия дальше разговоров о необходимости создания таких заводов дело не идет.

В таких условиях вполне логично, что арендаторы, бизнесмены, которые считают деньги, при составлении планов отдают предпочтение естественному лесовосстановлению. Благо на Вятке это работает куда лучше, чем в более засушливых регионах. .

Мнение

Алексей Вологдин, бизнес-консультант:

- Федеральные власти признают критику процессов лесовосстановления, особенно применительно к проектам, которые осуществляют добровольцы. Посадили, сделали фоточки, ушли и забыли. Вопрос в том, от кого звучит эта критика. На поверку оказывается, что заявления исходят от действующих или бывших представителей организаций, деятельность которых на территории России признана нежелательной. Если внимательно проанализировать ролики и выступления таких деятелей, оказывается, что за показом объективно проблемных участков (возможно, специально отобранных), где не было нормального ухода за саженцами, скрывается чисто экономическая подоплека. Критики призывают ликвидировать существующую систему лесопользования. Они выступают за так называемую плантационную систему. По факту это призыв к приватизации леса. Вы хотите, чтобы корпорации запрещали вам пойти за грибами в их частный лес?