В Уфе Евгений Миронов открыл XXI Фестиваль театров малых городов

В Уфе открылся XXI Фестиваль театров малых городов России, организованный Театром наций при поддержке Министерства культуры РФ, благотворительного фонда Евгения Миронова "Театральные инициативы", Министерства культуры Башкортостана и администрации Уфы. Фестиваль, который продлится до 9 июня, собрал 16 творческих коллективов из Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Югры, Пермского, Красноярского краев, Псковской, Кемеровской, Свердловской и Иркутской областей.
Гульназ Данилова

- Для меня большая радость, что в этом году нас принимает Уфа, да еще в год своего юбилея, - подчеркнул художественный руководитель Театра наций народный артист России Евгений Миронов, которому глава РБ Радий Хабиров присвоил почетное звание народного артиста Республики Башкортостан. - В период проведения фестиваля город, который нас принимает, становится театральной столицей России.

В жюри во главе с режиссером, заслуженным деятелем искусств Адольфом Шапиро, входят народная артистка России Ольга Остроумова и ведущие театральные критики. Они определят победителей в номинациях "Лучший спектакль большой формы", "Лучший спектакль малой формы", "Лучшая мужская роль", "Лучшая женская роль" и обладателя приза "Надежда". Лауреаты по традиции будут представлять свои работы на сцене Театра наций.

Председатель жюри фестиваля Адольф Шапиро сообщил, что жюри - тоже маленький театр, в котором собираются замечательные люди с разными взглядами на жизнь, художественные театральные направления, с разным опытом.

- И моя задача заключается в том, чтобы результаты выражали, насколько это можно в искусстве, общее мнение всего жюри. В русском языке слово "искусство" и слово "искусный" - одного корня. Поэтому критерии одни - насколько содержательно содержание и насколько искусно оно воплощено, - сказал он.

Евгений Миронов подчеркнул, что театр всегда был в нашей стране больше, чем развлечение:

- Он задает вопросы, отвечает на них и заставляет задуматься. У него особая миссия. Театру до сих пор доверяют. Видимо, доверяют искренности, какой-то правде, идущей со сцены. Ни телевидение, ни интернет такого доверия не вызывают, - отметил Евгений Миронов. - Раньше к театрам малых городов относились, как к малым братьям. А сейчас я не вижу разницы между спектаклями большой или малой формы театров малых городов и столичными театрами. Уровень достаточно высокий, требования высокие, жюри очень серьезное, поэтому - никаких скидок! И так к этому относятся и участники фестиваля, они приезжают сюда не отдыхать, а работать. Не менее важная часть фестиваля - образовательная. Коллеги - актеры, режиссеры, технические работники - могут учиться здесь на протяжении всей недели. Все коллективы не уезжают, отыграв спектакли, как бывает на других фестивалях, а остаются здесь.

Он также рассказал, что для организаторов Фестиваль театров малых городов - не единичное событие.

- Мы вместе с коллегами работаем на протяжении всего года, есть лаборатории, где показывают эскизы, исходя из которых вырастают спектакли и становятся участниками этого фестиваля. Это целая цепочка, за которой стоит много прекрасных талантливых людей. Я им безумно благодарен. За последние годы фестиваль невероятно вырос. Он стал настоящей ярмаркой талантов. Москва - это всегда экзамен, испытание, который нужно сдать при придирчивых критиках, холодных зрителях, которые уже все повидали. В этом смысле зрительская атмосфера в малых городах гораздо теплее.

Режиссеры, которых мы видим на этом фестивале, потом ставят спектакли в Театре наций. И так было не один раз. Сейчас такое время, когда очень не хватает режиссеров. Это большая проблема для всех театров. Я раньше думал, что дело только в опыте, и ошибался. Режиссеров не выпустишь, как бройлерских цыплят. Это особые люди. Иногда химик становится режиссером, как, например, гениальный режиссер Эймунтас Някрошюс, и таких примеров много. Это особые люди, к которым надо относиться бережно. А сейчас дефицит режиссеров большой сцены, большого пространства. Такие режиссеры переходят из одного театра в другой, практически все театры превратились в один.

К театрам малых городов у Евгения Миронова особое отношение.

- Я сам из очень маленького поселка, военного городка Татищево-5 Саратовской области. Его центром был Дом культуры, где проходили все праздничные мероприятия, - поделился артист. - И маленькие, и взрослые всегда ждали этих событий, собирался весь городок, около 15 тысяч человек, чтобы посмотреть на своих соседей, своих коллег, которые на сцене разыгрывали драматические отрывки. Я помню, на меня это производило неизгладимое впечатление. И благодаря Вячеславу Викторовичу Володину этот Дом культуры, который был уже недееспособен многие годы, возродился. Не так давно я был на его открытии. Это уже даже не дом, а современный Дворец культуры. В малых городах такое место становится единственным местом притяжения, просвещения. Это опасное очень место, где можно отвратить навсегда чем-то, а можно приподнять над этой жизнью и заставить человека задуматься. Потрясающе, что в наших малых городах их сохранили.

На спектакли, которые будут показаны на сценах четырех театров: Русского, Башкирского драматического театра, Национального молодежного и Татарского театра "Нур", билетов не достать. Евгений Миронов сказал, что знает о проблеме, но фестиваль профессиональный, в первую очередь постановки должны посмотреть и оценить члены жюри и коллеги из городов. Но есть и подарки - гостевые спектакли, которые в конкурсной программе не участвуют. Первый из них был показан вчера, и это "Мертвые души" новосибирского театра "Красный факел".

В тему

В программе фестиваля с начала его проведения принимали участие более 7000 профессионалов, было показано 280 спектаклей из 100 городов, их посмотрели более 100 тысяч человек.