Однако завод вряд ли вообще будет выпускать машины. И хотя призрачные шансы на это сохраняются, скорее всего, территория в Михайловске станет индустриальным парком.
Данные о приеме заявок на участие в торгах появились в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Минимальная ставка превышает 10 миллиардов рублей, а задаток в случае покупки должен составить 20 процентов от предложенной суммы. Заявки от потенциальных покупателей будут принимать до середины августа.
"Ознакомление с имуществом проводится в течение всего срока приема заявок на участие в торгах путем непосредственного осмотра по месту нахождения имущества по предварительному согласованию даты и времени осмотра", - такой стандартной формулировкой сопровождается объявление о проведении торгов.
Огромный завод, который теперь продается с молотка, включает в себя корпуса сборки, сварки и окраски, склады и цеха, энергетическую инфраструктуру, полигон для испытаний, административный корпус и помещения для сотрудников. Кроме того, имуществом завода числятся автомобили, спецтехника, автопогрузчики и различное оборудование. При этом предприятие толком даже не начало работать.
Амбициозный проект открыли в 2014 году. Планировался выпуск 10 тысяч автомобилей в год и трудоустройство двух тысяч человек. В конце 2017-го производство начали, но уже к концу 2018 года стало известно, что конвейеры остановлены. С них сошли 2500 китайских внедорожников Great Wall Hover H3 и H5 под собственным брендом DW Hower.
Несмотря на удачное расположение в городе-спутнике Ставрополя Михайловске, первые владельцы обанкротились, а новых быстро найти не смогли. Теперь основная часть средств от продажи завода пойдет на покрытие долгов перед кредиторами. Общая сумма не афишируется, но речь идет о нескольких миллиардах рублей.
Еще в сентябре 2019 года сообщалось, что власти Ставрополья хотят перепрофилировать завод, чтобы тот не простаивал. В идеале он должен был стать технопарком... однако за пять лет так ничего и не изменилось. Помещения пустуют. В мае 2024 года губернатор региона Владимир Владимиров в своем ежегодном послании рассказал о планах "перезагрузки" производственной площадки.
- Одна из целей - использовать завод "Ставрополь-Авто". Здесь должно быть либо автопроизводство, либо региональный индустриальный парк. Наши мощности не должны простаивать, - подчеркнул Владимиров.
В министерстве энергетики, промышленности и связи Ставрополья уточнили, что, когда покупателя найдут, рассмотрят возможные меры поддержки для возобновления производства. Новый инвестпроект должен дать импульс развитию региона.
С производством и даже сборкой автомобилей в СКФО уже долго не ладится. Единственная попытка открыть автозавод на Ставрополье, как стало ясно теперь, завершилась неудачей. Но есть также и другие примеры. В Карачаево-Черкесии 15 лет работал автозавод "Дервейс", открытый местными предпринимателями. На первых порах, с 2003 года, здесь выпускали утилитарные внедорожники Cowboy на узлах и агрегатах румынского автомобиля Aro, но в собственном кузове.
Затем на мощностях завода перешли к сборке легковых автомобилей и кроссоверов китайских марок Haima, Geely, Brilliance, JAC, Hawtai, Lifan, Chery, а также тайваньской Luxgen. Таких выпустили десятки тысяч, что можно признать успехом. К примеру, Lifan массово использовали в качестве машин такси в регионах СКФО, но они оказались недолговечными. В 2018 году производство остановилось, а весной 2023 года его почти за 600 миллионов рублей выкупил бизнесмен из Карачаево-Черкесии. Автомобили на заводе больше собирать не планируют. Площади хотят задействовать для создания индустриального парка, но подробности неизвестны.
Единственным в СКФО предприятием, продолжающим выпускать автомобили, теперь осталось только "Чеченавто" в Аргуне. Оно также прошло через банкротство, но после этого набрало обороты. Хотя завод в небольшом чеченском городке с численностью населения 40 тысяч человек продолжают считать больше социальным проектом, чем экономическим, линейка машин, которые здесь собирают, расширяется. Сейчас в производстве ГАЗель NEXT с плановой мощностью 1200 автомобилей в год и LADA Granta. Узловая сборка одной LADA занимает два дня, а за качеством внимательно следят.
- У нас на каждой линии находится контролер, так называемый чекмен, он отслеживает весь процесс, - рассказал начальник цеха Абу-Шейх Магомеджиев. - Конечно, невозможно исключить человеческий фактор, где-то всплывают ошибки, поэтому в случае тяжелого дефекта машину снимают с конвейера и отправляют в отдельную ремонтную зону.
По словам Абу-Шейха, особое внимание уделено безопасности водителя и пассажиров.
Кроме того, на "Чеченавто" начали выпускать автомобили для военных нужд - "Джихад-машины". Разработали их в МГТУ имени Баумана с учетом замечаний инструкторов Российского университета спецназа в Гудермесе. Автомобили спроектированы на базе шасси УАЗ "Патриот", ГАЗ "Соболь" и ГАЗ "Садко". Они прошли испытания и направляются в зону проведения специальной военной операции для тестирования в реальных боевых условиях.
- Одно из основных преимуществ этих машин - высокая маневренность. Мы намеренно не стали их бронировать ввиду их прямого назначения, - подчеркнул глава Чечни Рамзан Кадыров. - Спецтехника прошла дополнительное усиление ходовой части: крепления, дополнительный стабилизатор и рессоры. На СВО, я уверен, эти машины отлично себя покажут и проявят.
В ближайшее время "Чеченавто" планирует восстановить соседнее здание, которое пострадало в войну, и перенести туда новую сборочную линию автомобилей ГАЗель NEXT. Расширение станет первым важным шагом к созданию автомобильного кластера. В следующем году здесь также планируют организовать сборку обновленной модели внедорожника УАЗ Пикап. Тогда завод будет выпускать ежегодно до 16 тысяч автомобилей.