05.06.2024 00:02

Герой России Олег Кононенко стал первым человеком, который провел в космосе 1000 суток

Сегодня в 00.00.20 по московскому времени российский космонавт Олег Кононенко установил новый рекорд в истории пилотируемой космонавтики: общее время его работы на орбите достигло 1 000 суток. Такого "звездного багажа" за плечами нет ни у одного землянина!
Свежее фото с борта МКС: командир и международная команда, работающая на орбите. / Роскосмос

"В отряде "Роскосмоса" двадцать шесть человек, - рассказал в интервью "РГ" корреспонденту "РГ" начальник Центра подготовки космонавтов Михаил Харламов. - Самый опытный - Олег Кононенко, командир отряда, который сейчас находится на борту МКС. В июне будем праздновать его 60-летие. Как вы знаете, он уже стал абсолютным рекордсменом по суммарному пребыванию человека на орбите. И теперь только увеличивает отрыв".

В сентябре прошлого года он отправился в свой пятый полет, имея за плечами 736 суток. На орбите проведет целый год, спуск запланирован на сентябрь. И к этому времени его налет составит 1110 суток, уточнил Харламов.

Да, в феврале Олег Кононенко обошел достижение своего коллеги Геннадия Падалки, который за пять экспедиций на орбиту набрал в сумме 878 суток 11 часов 29 минут 48 секунд.

Несколько месяцев назад Олег Дмитриевич принял командование Международной космической станцией. В годовой экспедиции он участвует вместе с еще одним российским космонавтом Николаем Чубом.

Надо понимать: все эти рекорды не ради рекордов. Почему космос точность любит? Так говорят не ради красного словца. Любой полет, независимо от длительности, не прогулка среди звезд. Космос априори агрессивен для человека: это и невесомость, и радиация, и безвоздушное пространство, и многое-многое другое. Если полет долговременный, организм элементарно отвыкает от гравитации…

Поэтому буквально каждая секунда пребывания в жесточайших условиях орбиты - это прежде всего здоровье космонавта. Его силы, возможности, резервы.

"Это не рекорд ради рекорда, - подчеркивает Михаил Харламов. - Мы четко понимаем, что за длительными полетами будущее. Поэтому важно накопление статистики. И по тому, как организм воспринимает такой полет, и как меры профилактики компенсируют негативное воздействие. Тут симбиоз задач".

За 1000 дней в космосе, в разных полетах и разных экипажах, Олегу Кононенко пришлось не раз выполнять то, чего никто и никогда еще не делал. Так, в декабре 2018 года именно он вместе с Сергеем Прокопьевым совершил беспрецедентный по сложности и риску выход в открытый космос: когда пришлось вскрывать внешнюю обшивку станции. На орбите это было впервые.

Напомним, 30 августа того года на МКС неожиданно упало давление. Причину нашли быстро - утечка воздуха в пристыкованном к МКС корабле "Союз МС-09". Воздух уходил через отверстие в два миллиметра в шпангоуте бытового отсека корабля. Космонавты отверстие заделали, герметичность станции восстановили. Но вопрос, откуда взялась дыра, оставался открытым.

Кононенко и Прокопьев вышли в открытый космос, чтобы получить пробы со злополучной дыры. На выполнение задачи им потребовалось 7,5 часа. То, что будет очень сложно и рискованно, понимали все.

"Поверхность пилотируемого корабля не предназначена для ремонтных работ в открытом космосе, там нет поручней, нет трасс перехода, нет никаких устройств для фиксации, - делился с корреспондентом "РГ" Олег Кононенко. - Для перехода и работы на "Союзе" мы использовали обе стрелы, наверное, это было впервые. Без их использования, нас бы ждал сложный и утомительный переход на руках к месту работы и обратно".

За тысячу дней, в разных полетах и разных экипажах, Олегу Кононенко пришлось не раз выполнять то, чего никто и никогда еще не делал

Переговоры космонавтов напоминали короткие сводки. "Меня всего надо держать, если я ножом начинаю работать, меня заносит", - в какой-то момент говорит Олег Кононенко. Каждое движение ножницами по металлу, которыми он пытался прорезать экранно-вакуумную теплоизоляцию бытового отсека, отталкивало космонавта от корабля… "Сердце кровью обливается: ножом и корабль", - не удержался от эмоций Олег, вспарывая теплоизоляцию…

К настоящему времени Олег Кононенко выполнил семь выходов в открытый космос суммарной продолжительностью 44 часа 30 минут. А какие эксперименты он проводил и проводит на орбите!

Кстати, он же впервые напечатал в космосе на биопринтере живой орган. И это тоже стало настоящей сенсацией. "При проведении первого сеанса эксперимента, который я выполнил в декабре 2018 года, была получена тканеинженерная конструкция хряща человека (хондросфер) и щитовидной железы крысы из клеток щитовидной железы животного, - говорил космонавт. - Если говорить строго научным языком, то впервые в мире в условиях невесомости методом магнитной левитационной сборки была успешно осуществлена формативная биофабрикация тканеинженерных конструкций. Исследование имеет неоспоримый мировой приоритет России, поскольку ранее подобные в условиях невесомости никем не проводились".

А недавно на российском сегменте МКС Кононенко провел уникальный космический эксперимент по 4D-биопринтингу. В результате будет отработана методика получения биоинженерных конструкций из комбинации синтетических материалов с памятью формы и биологических компонентов с помощью магнитной фабрикации методом 4D-биопринтинга.