05.06.2024 02:03
Поделиться

Зачем будущим театральным критикам в Кыргызстане нужен русский язык

Россия и Кыргызстан продолжают активно укреплять культурные связи. В последние несколько лет гуманитарное сотрудничество обогатилось драматическим искусством. Российская сторона помогает республике развивать и театральное направление.
В IX международном театральном фестивале "Новые имена" в Бишкеке приняли участие педагоги и студенты театроведческого факультета ГИТИСа. Екатерина Вострикова - вторая слева.
В IX международном театральном фестивале "Новые имена" в Бишкеке приняли участие педагоги и студенты театроведческого факультета ГИТИСа. Екатерина Вострикова - вторая слева. / ГИТИС

Таланты выводят в мир

Останутся ли постсоветские страны в едином культурном пространстве? Ответом на этот вопрос стал IX международный студенческий театральный фестиваль "Новые имена", прошедший в Бишкеке. Программа включала в себя 13 спектаклей, семинары, в ходе которых обсуждались рецензии на постановки, а также мастер-классы по актерскому мастерству. Свои работы на фестивале представили студенты из пяти стран - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана.

Участие в международном мероприятии, имевшем большую важность для развития культурных связей между странами, приняли представители ГИТИСа (Российского института театрального искусства).

Как сообщили в ГИТИСе, цель фестиваля - поощрить молодых актеров и режиссеров, дать стимул для дальнейшего роста и создать связи между юными талантами. "Новые имена" привлекают в театр молодую публику и демонстрируют студенческую жизнь изнутри такой, какой она является на самом деле. А для театроведов проводится конкурс на лучшую рецензию", - отметили в институте.

В состав жюри входила преподаватель ГИТИСа, главный редактор "Театрального журнала" Екатерина Кострикова, которая поделилась своими впечатлениями о мероприятии - и не только - в эфире радио "Спутник". По ее словам, такие фестивали должны проходить чаще.

- Современный театр не может существовать в рамках одной страны, не может вариться в собственном соку, - считает Екатерина Кострикова. - Да, с одной стороны необходимо понимать свою идентичность, но с другой - важно смотреть на то, что происходит в мире и в России. У нас богатая событиями театральная жизнь. В Кыргызстане же это замкнутая система. Да, есть студии, но развитие театрального искусства в стране застыло. При этом местные преподаватели очень сильные. Я в большом восхищении от ваших педагогов. У них высокий уровень понимания театра. Они учились и в ГИТИСе, и в Щепкинском училище, причем в те времена, когда еще преподавали учителя наших учителей. Когда общаюсь с ними, обсуждаю спектакли, я чувствую, что мы находимся в единой системе координат. И это великолепно.

ГИТИС на Тянь-Шане

Крупнейший театральный вуз Европы вот уже двух лет связывает с республикой тесное сотрудничество, включая организацию и проведение подобных фестивалей. А в 2023-м вуз впервые за 40 лет набрал граждан КР для обучения на факультете новых направлений сценического искусства. В текущем году эта практика продолжится.

С 2022-го ГИТИС при поддержке представительства Россотрудничества в КР реализует в республике уникальный культурно-образовательный проект. Институт ежегодно открывает на Иссык-Куле Летнюю школу, в которой ведущие преподаватели вуза в течение десяти дней проводят тренинги и мастер-классы по актерскому мастерству, режиссуре, сценической речи и сценическому движению. В 2023-м слушателями школы стали студенты Азербайджанского государственного университета культуры и искусств и Кыргызского государственного университета культуры и искусств имени Бейшеналиевой.

- Школа ГИТИСа по методикам театрального образования - это один из важнейших проектов. С одной стороны, он позволяет нам продвигать традиции классического российского театрального образования за рубежом. А с другой - отстаивать и поддерживать статус института как методического центра, каковым мы сегодня являемся, причем не только на пространстве СНГ. Конечно, это еще и замечательные встречи, обретение друзей и установление новых профессиональных связей. Там, где мы проводим школу впервые, неминуемо возникает желание провести и следующую. Именно такими регулярными школы ГИТИСа стали в Казахстане, становятся в Кыргызстане на озере Иссык-Куль, да и наши профессиональные десанты в Армению превращаются в традицию, - рассказал в интервью местным СМИ ректор института Григорий Заславский.

- В Кыргызстане очень богатая театральная жизнь, - в свою очередь отметил глава представительства Россотрудничества в КР Альберт Зульхарнеев. - Но программа мастер-классов сценического искусства дает такую возможность людям, которые хотели бы получить театральное образование, перенять опыт у российских преподавателей ГИТИСа. И мы очень рады, что открыли этот путь не только для Кыргызстана, но и для других стран региона. Таким образом Бишкек пусть на некоторое время, но все же становится центром театральной жизни Центральной Азии.

Как понять Станиславского

По словам Екатерины Востриковой, большую роль в обучении студентов театральных вузов КР играет русский язык.

- Есть базовые материалы, которые молодым людям, занимающимся театром, нельзя не прочитать, - пояснила она. - Например, "Моя жизнь в искусстве" Станиславского. На кыргызском такой книги нет. Русский язык - это доступ к важным театральным знаниям. Он необходим, чтобы читать первоисточники, вдохновляться, идти к диалогу и потом "мучить" педагогов вопросами вроде "я вот это понял так, прав ли я?"

Отдельно гостья остановилась на особенностях работы театрального критика.

- Есть разные жанры театральной критики, - поясняет Екатерина Вострикова. - Давайте возьмем такой вариант. Критик приходит на спектакль, смотрит, не взаимодействует ни с кем, пишет рецензию. Он должен быть максимально честным и независимым. Он пишет не для режиссера или актеров. Он пишет для читателя. И это важный критерий. Но это не значит, что режиссер не может что-то почерпнуть из этой рецензии. На самом деле профессиональная театральная критика полезна и читателям, и режиссеру.

Есть другой жанр, особенно популярный в России. Это устное обсуждение спектакля "на труппе", когда тет-а-тет режиссер и актеры встречаются с критиком и он делает подробный разбор ролей. И так как это детальный прикладной разбор, он может быть не нужен зрителю. Это профессиональный разговор о том, удалось ли воплотить на сцене замысел. При этом критик должен относиться уважительно к труду мастера.

Мне кажется, что хорошим режиссерам театральная критика всегда небезразлична. Даже актеры могут относиться к ней, на мой взгляд, более равнодушно. Потому что они работают над образами, а режиссер воплощает целостную конструкцию, замысел. По моему опыту, режиссер - это очень важно. Я, приезжая сегодня в разные города, вижу, насколько режиссерам не хватает профессионального общения, диалога, театроведческого дискурса. Многие из них в наши дни находятся в культурной изоляции.

- Этой профессии обучают на театроведческом факультете, - продолжила она. - Критик - это проводник в мир театра. Он рассказывает о тенденциях в современном театральном мире, чтобы вы могли выбрать и потом сформировать свою точку зрения. Если у вас нет такого гида, вы рискуете потонуть в водовороте театральных событий.

А еще театральным критикам лучше не заводить близкой дружбы с теми, о чьей работе они пишут. "Приятельствовать можно, но не более. А дружить опасно. Потому что в таком случае от вас ждут, что вы будете только хвалить. Поэтому необходимо держать дистанцию в отношениях", - добавила Екатерина Вострикова.

В целом же критик должен любить театр, иметь гуманитарное образование. "Тогда он будет сильным экспертом", - подытожила Вострикова.

Досье "РГ"

ГИТИС - единственное высшее учебное заведение России, в котором студенты получают образование по всем театральным специальностям и на всех уровнях подготовки на восьми факультетах - актерском, режиссерском, музыкального театра, новых направлений сценических искусств, балетмейстерском, продюсерском, сценографии и театроведческом.