Главред "Интермедиа" Евгений Сафронов: В культурных индустриях главное - не деньги, а та власть, которой обладают деятели культуры

О том, стоит ли на уровне государственной культурной политики регулировать одежду звезд, каковы бюджеты, что выделяются на зрелищные мероприятия и как охраняются авторские права рассказал на стенде "РГ" Евгений Сафронов - главный редактор информационного агентства "Интермедиа". Но вначале проговорил в беседе с нашим обозревателем, какие звезды выступают в этом году на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме и кто самый заметный хедлайнер. Расскажем по секрету - это музыкант и джазмен Игорь Бутман, а вот что о нем говорит спикер - смотрите в видео. "В культурных индустриях главное - не деньги, а та власть, которой обладают деятели культуры. Без них государственной власти очень сложно регулировать процессы, происходящие в обществе. Не обращать на это внимание, а просто считать бюджеты и говорить, мол, денег там немного, значит, не очень важно - большая ошибка", - сказал Сафронов.

Приведем разговор в деталях

Евгений, вы известный в России специалист по культурным и зрелищным индустриям. У Санкт-Петербургского экономического форума большая культурная программа - в Российской газете писали и про шоуменов, и про артистов, которые здесь выступят. На что вы рекомендуете обратить внимание тем, кто сюда приезжает?

Евгений Сафронов: Самое интересное, что на большинство мероприятий просто так не попадешь. Деятели бизнеса стараются на свои вечеринки привлечь самых известных наших артистов, которые лишний раз докажут высочайший уровень этих деятелей. Так что перечислять достаточно сложно, тем более, что это вами уже сделано. Обращу внимание разве что на программу Игоря Бутмана, который подготовил прекрасные программы на протяжении всего форума - каждый день что-то очень интересное и новое. Но, по большому счету, не столь важно количество мероприятий, сколь их уровень - и он очень высок. Очень хорошо, что участники форума обращают особое внимание на культуру, потому что культура - это и показатель статуса, и способ настроить людей на какой-то общечеловеческий лад, а не только лишь бы деньги считать.

Тогда перейдем к более актуальной теме. В последние дни обсуждается то, как должны одеваться наши артисты на мероприятия. В частности, была общественная дискуссия, в связи с выступлением Ольги Бузовой - некоторые по этому поводу возмущались, мол, наши артисты не должны выступать в откровенных нарядах. Было даже письмо на имя министра культуры. Что вы думаете по этому поводу?

Евгений Сафронов: Здесь все достаточно просто. В каждом обществе сфера культуры является объектом особого внимания, причем, как со стороны общественности, так и руководства. Это не обязательно какая-то цензура - но во всех обществах установлены правила поведения, слова о некоей "абсолютной свободе" - иллюзия. Но эти правила должны быть определены и прозрачны, они во многом защищают артиста от нападок и произвола. Если исполнитель соблюдает эти правила, никто не вправе ему что-нибудь запретить. Но, к сожалению, в России после перегиба в одну сторону произошел перегиб в другую - после разрушения системы творческого контроля в 1988-1989 годах каждый мог делать все, что угодно. Естественно, это вызывало и противодействие, и кривотолки, и совершенно ненужное напряжение в обществе.

И вот сейчас сразу все желающие начинают устанавливать свои правила и настаивать на их соблюдении, в частности, устанавливать форму одежды для артистов. Это, на мой взгляд, - полнейшее безумие, такого даже в Советском Союзе не было. Уверен, что государство должно в этом случае очень серьезно подойти к вопросу и определить, что можно, а что нельзя. Другой вопрос, что, конечно, сейчас разрушены институты контроля - и сейчас мало кто помнит, как настраивать творческий контроль точно, аккуратно и на пользу общества. При этом у нас есть дружественные страны, где эта система работает очень неплохо, и собственный исторический опыт, далеко не всегда отрицательный. Другой вопрос, что у нас сфера культуры сейчас управляется сразу шестью ведомствами, у каждого из которых свои задачи. Навести в ней порядок крайне сложно, но можно, и, самое главное, нужно.

Информационное агентство "Интермедиа" проводит исследования в сфере культуры, зрелищных индустрий, кинематографа. Какие сейчас бюджеты, обороты средств в этой области?

Евгений Сафронов: Важно понимать, что все, о чем мы с вами говорим, с большим трудом можно подсчитать. У нас в законодательстве практически нет определений - никто точно не знает, что такое театр, что такое концерт, что такое спектакль - поэтому у Росстата вы всего этого не найдете. Мы в "ИнтерМедиа" единственные в нашей стране считаем экономику культуры комплексно - это сложная задача, но в принципе она решаема, методика отработана. Цифры здесь не очень большие, 250-300 миллиардов рублей - это лишь доли процента ВВП, ничего значимого. Но ведь в культурных индустриях деньги - не главное. Главное - влияние сферы культуры на процессы в обществе, и в конечном счете - власть над этим обществом. И если не обращать на эту сферу внимания - мол, денег там немного - значит совершать большую ошибку. Но, обращу внимание, в последнее время эта ошибка активно исправляется - появились Президентский фонд культурных инициатив, Институт развития интернета, еще несколько важных серьезных фондов с хорошими бюджетами. Это действительно крайне важная инициатива, которая позволяет серьезнее управлять культурой. Но до системного управления пока еще очень далеко, нужно работать и ломать установленные 30, 50 и 90 лет назад догмы, которые до сих пор, к сожалению, тормозят развитие.

Последний вопрос носит глобальный характер. Я знаю, что вы глубоко погружены в проблему авторских прав - как здесь сейчас обстоит дело?

Евгений Сафронов: Да, мы детально изучаем эту сферу - и здесь надо говорить не только об авторских правах, но и о смежных правах исполнителей, производителей фонограмм, и о культурных индустриях, в частности, музыкальной. Мы знаем, что эти права сейчас защищаются намного серьезнее и лучше, чем это было 10 или тем более 30 лет назад, наведен реальный порядок, авторы и исполнители получают значительно бОльшую долю от оборота. Другой вопрос, что доля больше, а денег меньше - ведь индустрия ещё 15-20 лет назад рухнула - и не в последнюю очередь из-за невнимания к ней, отсутствия поддержки. Сейчас обороты индустрии звукозаписи в десятки раз меньше, чем в момент ее расцвета в нулевых. Но восстановление возможно - просто с этим надо работать. И тогда с авторскими правами всё будет ещё лучше.