05.06.2024 17:40
Поделиться

Готова ли Россия создать собственный флот газовозов

В борьбе против российских проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ) у США полностью развязаны руки и нет никаких ограничений. Это в ЕС могут долго просчитывать последствия для себя всего лишь возможного запрета перевалки нашего СПГ в европейских портах. Для США, чем меньше российского СПГ попадет на мировой рынок, тем лучше.
Владимир Смирнов/РИА Новости

Изначальная ставка американцами была сделана на санкции, запрещающие передачу России технологий для сжижения газа. Считалось, что без них мы не сможем запустить не один новый СПГ-проект.

Это оказалось ошибкой. В конце 2023 года была построена первая линия (мощностью 6,6 млн тонн в год) завода "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове. После этого были введены санкции уже против самого проекта и связанных с ним компаний, что также не принесло желаемого результата, хотя ЕС пришлось отказаться от газа с "Арктик СПГ-2". В результате, под запрет США попало само строительство судов, их передача, продажа и фрахт для "Арктик СПГ-2".

Нет никаких сомнений, что любой новый российский проект по производству СПГ столкнется с аналогичными ограничениями, давление будет расти и распространяться на все суда, перевозящие наш газ.

Россия уже создала свой флот нефтяных танкеров, но вот провернуть такое же дело с газовозами будет значительно сложнее. По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вопрос введения санкций и создания параллельной структуры экспорта взаимосвязаны.

Эксперт допускает, что не только Россия, но некоторые международные структуры, которые обслуживают серые схемы в торговле подсанкционными товарами уже работают в данном направлении.

"Я очень надеюсь, что процесс создания такого флота уже идет", - говорит Гривач.

При этом, как отмечает руководитель проектов компании "Имплемента" Иван Тимонин, по сравнению с нефтяным флотом, газовый является существенно более "нишевым". Если нефтяных и нефтепродуктовых танкеров с дедвейтом более 10 тыс. тонн в мире насчитывается порядка 9 тыс., то судов для перевозки СПГ на конец 2023 года - меньше 1 тыс. Кроме того, новые корабли строятся, как правило, под нужды конкретных проектов. Таким образом, поиск "свободных" судов в случае газовозов является ощутимо более сложной задачей.

Принимая санкции против нашего экспорта нефти США приходилось учитывать, что нарушение баланса на рынке приведет к катастрофическим последствиям, в том числе в их стране. Они не хотели убрать нашу нефть с рынка, а лишь пытались ограничить ее цену. С российским СПГ они не церемонятся, для США мы только конкурент. Газа у них достаточно своего с избытком, который позволил им стать мировым лидером по экспорту СПГ в 2023 году. А учитывая ожидаемый профицит СПГ на рынке в 2025-2026 году, конкуренция только обострится. Не проще ли убрать конкурента?

Поэтому и запреты могут быть более жесткими, чем с нефтью. К тому же основной прирост производства российского СПГ должен прийтись на проекты в Арктике, а это еще сильнее ограничивает возможности для создания своего флота.

Газовозы арктического класса еще меньше, чем обычных, поясняет Тимонин. Наиболее вероятным решением в их случае представляется развитие собственных производств. Исходя из практики верфи "Звезда", сроки строительства подобных танкеров составляют порядка 3-4 лет.

Работающий сейчас завод "Ямал-СПГ" обслуживают 15 газовозов арктического класса. Для "Арктик СПГ-2" нужен 21 газовоз. Первый планируют сдать в этом году. Но времени у нас почти нет.

Для ускорения процесса также возможно рассматривать варианты партнерств с китайскими судостроителями, считает Тимонин. Кроме того, важно отметить и вопрос развития перевалочной инфраструктуры СПГ (перегрузка СПГ с газовозов ледового класса на обыкновенные - запланированы в Мурманске и на Камчатке), нацеленной на оптимизацию численности именно арктических судов.

Впрочем, есть еще вариант доставлять СПГ на побережье Балтийского, Черного или Охотского моря и отправлять на экспорт оттуда. Но, как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, в теории такая возможность, наверное, есть, так как сухопутные логистические коридоры в РФ между этими регионами возможны. Но доставка по суше несет в себе значительный рост издержек на транспортировку, что сильно снизит маржинальность проекта.

По мнению Тимонина, морские поставки сжиженного газа при больших расстояниях и объемах транспортировки являются наиболее эффективным с экономической точки зрения решением. Возможность железнодорожных отгрузок в случае крупнотоннажных активов может рассматриваться только теоретически. В связи с этим операторы арктических заводов СПГ все же будут стремиться к формированию флота даже в санкционных условиях, считает эксперт.