Игорь Шестаков, директор ЦЭИ "Ой Ордо"
В начале нынешнего года наши эксперты акцентировали внимание на развитии событий на афганском направлении, поскольку Афганистан продолжает жить в режиме абсолютной общественно-политической непредсказуемости. При этом многочисленные террористические и экстремистские формирования, дислоцирующиеся на территории этой страны, в любой момент могут вторгнуться на территорию Центральной Азии (ЦА).
Не менее актуальным вызовом для региональной безопасности является водный вопрос, без решения которого сложно представить стабильное будущее ЦА. И здесь один из ключевых моментов - влияние западных стран, которые, поддерживая строительство канала Куштепа в Афганистане, действуют, не учитывая национальные интересы стран Центральной Азии. Кроме того, геополитическое влияние ощущается и в заявлениях со стороны США о применении вторичных санкций за торгово-экономическое взаимодействие стран Центрально-Азиатского региона с Россией. В свою очередь собственную региональную повестку сотрудничества страны вырабатывают на консультативных встречах по созданию Центрально-Азиатского союза и в рамках таких международных объединений, как СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕАЭС.
Владимир Логинов, главный редактор ИАП "Восточный экспресс 24"
Если сжать нашу повестку в некие, как модно сейчас говорить, теги, то для стран региона они будут следующими: суверенитет, экономическая свобода, безопасность как гарантия обеспечения свобод, историческая общность, биобезопасность, водные ресурсы. Для понимания всех этих факторов я бы добавил сюда и географический. Близость Центральн-Азиатского региона к России и Китаю - это данность, которую не перекроешь призывами оторвать его от больших соседей. Хорошо, что это понимают в самих республиках как элита, так и эксперты и население.
Сегодня Россия находится, по сути, в состоянии войны, и этот факт, безусловно, отражается на ее союзниках. Однако очевидно, что санкционная политика Запада не приносит ожидаемых результатов - и российская экономика, и экономика стран ЦА чувствуют себя хорошо. Все это вызывает гнев и недоумение коллективного Запада.
При этом десятилетний юбилей, который в текущем году отмечает ЕАЭС, говорит о том, что союз состоялся. Во многом он стал подспорьем для экономик стран, определив вектор их развития на долгие годы.
Аликбек Джекшенкулов, чрезвычайный и полномочный посол КР в Греции и Черногории
Недавно в Москве состоялся юбилейный саммит ЕАЭС, и я считаю, что он был успешен. Сам факт участия всех лидеров стран Евразийского экономического союза, а также Узбекистана и Туркменистана в целом говорит о том, что объединение делает медленные, но верные шаги к большей интеграции, к поддержке и развитию евразийского пространства. Есть, конечно, разные интерпретации в прессе, но я думаю, что это исходит от некоторых игроков, стремящихся нас поссорить, породить сомнения. Но серьезных оснований беспокоиться на этот счет, мне кажется, нет. Как народы, так и лидеры государств, входящих в Евразийский экономический союз, поняли, что участие в интеграционных процессах на евразийском пространстве в целом отвечает национальным интересам стран-участниц.
Это очень важно как с точки зрения экономических аспектов, так и в плане безопасности. Подтверждением тому является выступление президента Кыргызстана Садыра Жапарова, который четко и ясно, ссылаясь на статистические данные, показал динамику роста наших торгово-экономических отношений со странами ЕАЭС.
Помимо этого многие страны сейчас ищут новую логистику экономического взаимодействия. И в этом плане, я думаю, проект БРИКС может быть вполне успешным. Но самое главное во всей нынешней большой геополитической игре для всех стран ЦА - укрепление оси Москва - Пекин. Этот фактор имеет для нас масштабное значение как с точки зрения безопасности и экономики, так и в целом для развития наших стран и народов. Если сбалансировать интересы каждой из стран, региона и в целом евразийского пространства, то это будет нашим большим преимуществом и откроет перспективы развития таких объединений, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС и другие региональные институты.
Я считаю, наш регион уникален тем, что страны ЦА в экономическом, гуманитарном плане и в вопросе безопасности могли бы дополнять друг друга, а не создавать противоречия.
Мы всегда должны учитывать тот факт, что внешние игроки не прекращают попыток повлиять на нас, используя конфликтные зоны в экономике, водном вопросе, секторе безопасности. Поэтому мы должны быть очень щепетильны и более открыты по отношению друг к другу. Если мы прямо говорим друг с другом, откровенно обсуждаем условия и решаем спорные вопросы, мы быстрее придем к пониманию. Яркий пример - Камбаратинская ГЭС. Сейчас я не совсем понимаю, зачем обращаться с этим вопросом в МВФ, когда нужно напрямую обсудить с казахской и узбекской сторонами, насколько они заинтересованы в этом проекте с учетом ряда факторов - накопление воды, энергетическая составляющая, тарифы и прочие детали.
Исмаил Даиров, директор Регионального горного центра Центральной Азии
Сейчас в условиях геополитического противостояния в мире к Центральной Азии проявляют внимание практически все крупные игроки, у каждого из которых здесь свои интересы. Некоторые просто разделяют нас под видом защиты национальных интересов каждой из центральноазиатских республик. А мы и рады их выставлять напоказ, не имея общего видения региональных процессов.
В советское время наш регион существовал как единое целое, где был выстроен водно-энергетический баланс, была налажена единая ирригационная система, но все это со временем пришло в упадок, потому что в постсоветский период были разрушены хозяйственные связи. Сегодня воды становится все меньше, и это серьезный вызов. Поэтому прежде чем размахивать друг перед другом своими экономическими приоритетами, нам нужно решить проблему надвигающегося дефицита гидроресурсов. И, конечно, необходимо расширять сотрудничество по линии ЕАЭС и ШОС.
Кубан Таабалдиев, политолог
Интеграция центральноазиатских государств - это очень важный процесс, который им рано или поздно предстоит пройти и таким образом добиться объединения всего региона, если не на уровне союза, то хотя бы на уровне конфедерации. Это, конечно, пока еще далекая мечта. В ближайшее время объединение вряд ли произойдет, поскольку каждая из пяти стран видит развитие региона по-своему. У каждой республики свои интересы, цели, намерения и, главное, возможности. То есть нужно учитывать уровень развития самих государств, потому что объединение произойдет безболезненно только в том случае, если этот уровень будет высоким. Тогда все стороны будут заинтересованы в том, чтобы найти точки сопряжения позиций, чтобы Центрально-Азиатский регион стал субъектом, представляющим свои интересы на международной политической арене.