Ситуация, в которой ЛНР оказалась в 2014 году, должна была полностью разрушить экономику, однако этого не случилось. Что сегодня является основным драйвером положительных изменений?
Роман Хади: В новых регионах не так много действующих инновационных бизнесов, но они есть. В вузах ЛНР и ДНР были разрушены аудитории, лаборатории и другая инфраструктура, но они восстанавливаются и есть достаточный потенциал развития законсервированных когда-то технологий. Наш институт расположен в Ростове-на-Дону, и мы понимаем, что наши "новые старые соседи" - это промышленные и производственные регионы с большим запасом технологий и предпринимательских идей, которые могут стать основой для научных проектов и инновационных бизнесов уже в ближайшие годы. Процесс этот еще только начинается, но экономический обмен видно уже сейчас.
Что может ускорить интеграцию новых регионов в инновационную российскую бизнес-среду?
Роман Хади: Дружба строится быстрее всего там, где есть общее дело. Просто нужно время и совместные межрегиональные мероприятия. Взаимодействие с заинтересованными предпринимателями, со студентами, с учеными, с промышленностью Новороссии даст свои плоды довольно скоро.
На что стоит обращать внимание тем, кто только разрабатывает идею для бизнеса?
Роман Хади: В широком смысле, предприниматель - это человек, меняющий окружающую действительность, не обязательно связанный с коммерцией. Социальное предпринимательство тому пример. Но и там самое важное - это потребитель. Если вы хотите изменений, ваш продукт должен быть востребованным. Люди должны хотеть его получить. Иногда потребитель не знает, не понимает ту ценность, которую вы создаете своим продуктом (или услугой), но, если вы не можете ее донести до него, задумайтесь, не купили ли вы себе "белого слона"? В этом смысле для ЛНР и других новых регионов важно развивать именно инновационное предпринимательство. Без инновационного предпринимателя экономика не растет, а "предпринимать" люди должны во всех экономических сферах - и в государственной тоже.
Как вы считаете, руководить готовым чужим бизнесом легче, чем запускать и развивать свой?
Роман Хади: Управлять стартапом и готовым бизнесом - это совершенно разные виды деятельности, здесь нет "легче" или "труднее". Нужны разные компетенции, опыт. У людей в них разная мотивация, но самое главное, это разная производственная культура. С 2010 года я руковожу научным институтом, и многое пройдено. Столкнувшись с ограничениями в развитии, мне пришлось "предпринимать", а именно, "конструировать" новые меры поддержки и развития, вовлекать людей, убеждать и помогать реализовывать различные изменения в общественном пространстве в городах, где работает наша организация. То, что возможно в стартапе, совершенно невозможно в уже сложившемся бизнесе. На встречах с предпринимателями, которые проходят благодаря АНО "Цифропрактика", это отчетливо видно. Думаю, участвующих в этих процессах людей скоро станет гораздо больше: и со стороны Новороссии, и со стороны других российских регионов.