05.06.2024 06:35
Поделиться

Логистический центр российского маркетплейса поможет бизнесу в Кыргызстане

Крупнейший в Кыргызстане по площади логистический центр договорились построить в Чуйской области правительство республики и российский маркетплейс Wildberries. По данным министерства экономики и коммерции КР, его площадь составит 300 тысяч квадратных метров. Объект, как ожидается, послужит развитию международной торговли и местного бизнеса.
Благодаря российским маркетплейсам местные производители получили прямой доступ к покупателям в России и других странах СНГ.
Благодаря российским маркетплейсам местные производители получили прямой доступ к покупателям в России и других странах СНГ. / Спутник

Коммерческий централ

Договоренности о создании логистического центра были достигнуты на полях международного экономического форума "Россия - Исламский мир: Kazan Forum 2024", проходившего в Татарстане. Соглашение завизировали в форме меморандума представители минэкономики КР, аппарата полномочного представителя президента в Чуйской области и самой компании.

- Реализация проекта будет способствовать увеличению уровня занятости в республике путем развития и появления новых малых и средних предприятий, подрядчиков, покупателей, - утверждают в министерстве. - Открытие центра станет важной вехой торгово-экономического сотрудничества России с Кыргызстаном.

Сумма инвестиций российской компании в проект, по предварительным оценкам, может составить около восьми миллиардов рублей (примерно 100 миллионов долларов). Переговоры начались несколько месяцев назад, и уже тогда идея нашла одобрение в правительстве республики.

- Объем капиталовложений со стороны российской компании в проект будет значимым, - анонсировал заключение договоренностей глава кабинета министров Акылбек Жапаров. По его словам, объект возведут в Аламудунском районе, примыкающем к столице республики.

- Кыргызстан может стать центром логистики и электронной коммерции для стран Центральной Азии, - заявил, в свою очередь, заместитель министра экономики и коммерции КР Назарбек Малаев. - Мы стремимся позиционировать республику в качестве цифрового центра Центральной Азии и с точки зрения политики и регулирования добились значительных успехов.

Открыли новое пространство

Строительство логистического центра - логическое продолжение уже сложившегося сотрудничества КР с российскими маркетплейсами. Wildberries, будучи одной из таких компаний, стала первой, которая начала активно осваивать потенциал республики. Весной 2022 года она открыла в стране первый распределительный центр. Этот объект появился в Бишкеке и привел к резкому развитию электронной торговли.

Согласно итогам первых нескольких недель работы, в маркетплейсе зарегистрировалось свыше двух тысяч местных предпринимателей. Самыми популярными товарами, с которыми они вышли на российскую электронную площадку, стали одежда и обувь, посуда и различный кухонный инвентарь, а также косметика и парфюмерия. Чуть позже сортировочный центр появился во втором по величине городе Кыргызстана - Оше, а в целом по республике открылось более 130 пунктов выдачи заказов. К концу 2022 года количество зарегистрированных продавцов из КР достигло семи тысяч человек, а их оборот - 11 миллиардов сомов. Сейчас, для сравнения, число кыргызстанских предпринимателей на упомянутой площадке оценивается в 17 тысяч.

- Открытие центров маркетплейса позволило представителям кыргызстанского бизнеса сократить затраты на логистику, - объяснили происходящее в минэкономики КР. - Расширение сети также способствовало увеличению как ассортимента местных товаров на электронной площадке, так и объема торговли.

Местные эксперты, в свою очередь, указывали еще несколько причин - упрощенный порядок регистрации для предпринимателей из КР, переход онлайн-платформы на расчеты в национальной валюте, что сократило издержки на конвертацию, и выход на международный рынок, прежде всего российский.

Взрывной рост

Бурное развитие электронной торговли привело к постепенному изменению товарной конъюнктуры. В 2022 году иностранные покупатели заказывали чаще всего в Кыргызстане блузки, пижамы и корма для животных. В 2023-м к ассортименту наиболее популярной продукции, произведенной в КР, добавились другие виды одежды, аксессуары, продукты, косметика, а также товары для дома. Причем наибольшими темпами росли продажи спортивных вещей.

Впрочем, самым большим эффектом от взрывного развития электронной торговли в КР стало то, что на Кыргызстан обратили внимание и другие крупные российские игроки. В итоге весной 2024-го Торгово-промышленная палата (ТПП) КР подписала важный меморандум с маркетплейсом Ozon. Эта площадка вышла на рынок Кыргызстана в прошлом году, но уже предоставила для местных производителей возможность присутствовать на огромном рынке.

Аудитория этого маркетплейса оценивается в 46 миллионов покупателей и, что немаловажно для предпринимателей из КР, охватывает пять стран СНГ. Для Кыргызстана, кроме того, эта площадка интересна и тем, что предоставляет в режиме онлайн торговые инструменты жителям не только столицы, но и отдаленных регионов.

Акцент в заключенных договоренностях между ТПП и маркетплейсом сделан на развитии экспортного потенциала местных производителей. Соглашение также включило в себя инициативы по поддержке женского предпринимательства. Параллельно участники меморандума обговорили возможность запуска образовательных программ, обмена опытом и проведения совместных маркетинговых кампаний.

- Такое сотрудничество будет для нашей республики очень полезным, - подчеркнул глава Торгово-промышленной палаты Темир Сариев. - Сотрудничество с маркетплейсом расширит возможности для кыргызстанских производителей в плане поставок за рубеж и популяризации товаров на пространстве ЕАЭС.

Мнение

Назарбек Малаев,заместитель министра экономики и коммерции КР

В последние годы в Кыргызстане наблюдается ускорение активности в сфере электронной торговли. Несмотря на то что этот сектор еще не получил широкого распространения в КР, он быстро развивается благодаря энергичной предпринимательской базе, относительно надежной интернет-сети и сильному государственно-частному диалогу. Одной из важных проблем на пути развития устойчивой электронной коммерции в нашей республике остается мнение, что товары, купленные через интернет, могут быть более низкого качества и что об услугах лучше договориться лично. Однако в последние годы на местном уровне произошел значительный прогресс в мобильных платежных системах и на коммерческих платформах на основе приложений. Сейчас существует больше интернет-магазинов, чем несколько лет назад, а спектр коммерческих услуг, доступных через интернет, значительно расширился.

Кстати

По оценкам экспертов, к 2027 году число пользователей маркетплейсов в республике достигнет отметки в три миллиона. Объем рынка электронной торговли в КР к тому моменту составит, по прогнозам минэкономики КР, уже около 797 миллиона долларов. Как ожидается, выручка на рынке электронной коммерции ежегодно будет расти на 18 процентов.