06.06.2024 06:00
Поделиться

Университет МГИМО соединяет гуманитарное и технологическое образование

В этом году исполняется 80 лет со дня основания Университета МГИМО.
Комплекс зданий Университета МГИМО - украшение юго-запада столицы.
Комплекс зданий Университета МГИМО - украшение юго-запада столицы. / Пресс-служба МГИМО

Подготовка кадров для МИД России остается главным направлением для МГИМО. На это нацелена комплексная модернизация учебного процесса, например, подготовка учебников нового поколения, а также разработка новых учебных программ. Министерство образования и науки РФ и университет регулярно актуализируют направления и предметы исследовательской работы.

В последнее время в университете сложилась тенденция, понимание которой дает более объемное его восприятие. Вуз с крепким социально-экономическим и юридическим ядром, за последние 7-10 лет МГИМО развивает и наращивает два вектора компетенций - гуманитарный и технологический естественно-научный.

Гуманитарные компетенции связаны с "экономикой впечатлений", развитием управленческих программ в сфере туризма, креативных индустрий, культурного сотрудничества. В этом году будет запущена совместная с Государственной Третьяковской галерей магистратура в сфере музейной и выставочной деятельности, партнером которой выступила компания FESCO.

Технологические, естественно-научные, а отчасти и инженерные компетенции проявляются не столько через цифровизацию, сколько через освоение университетом новых направлений и новые партнерства. Синтез инженерно-технологического и гуманитарного образовательного ядра станет "точкой сборки" планируемых совместных программ с РХТУ им. Менделеева и Уфимским технологическим университетом. Проекты между МГИМО и МГУ по нейромаркетингу и нейролингвистике потребуют также синергии с медицинским знанием.

МГИМО вошел в крупнейшую за все постсоветские годы госпрограмму поддержки университетов, их стратегического лидерства в развитии отраслей и территорий - "Приоритет-2030". И хотя еще рано подводить даже предварительные итоги, уже ясно, что университет содержательно серьезно поменялся.

Вуз взял на себя обязательства по открытию новых направлений, связанных с глобальными исследованиями в интересах государства и бизнеса; дипломатии "новых сфер"; мировыми аграрными рынками; энергетикой и технологическим развитием; раскрытием потенциала так называемой "экономики впечатлений".

Развитие заметно в стратегическом проекте МГИМО "Русская международная школа", в частности, на турецком направлении. В прошлом году университет стал оператором школы для детей работников строящейся в Турции атомной станции. В этом году собственный лицей и лицейские классы МГИМО в Ташкенте на базе узбекского филиала окончат более 150 выпускников, которые сдадут ЕГЭ и получат российский аттестат о среднем образовании.

Педагогические кадры для проекта готовят в собственной магистратуре в сотрудничестве с лидерами образовательной сферы - Центром педагогического мастерства Москвы и системой "Сберкласс", с центром "Сириус" и Примаковской гимназией.

Один из наиболее продвинутых проектов МГИМО - Институт мировых аграрных рынков. И время доказало его нужность. Со Ставропольским и Кубанским аграрными университетами в этом году откроется набор на бакалаврские программы, с Оренбургским государственным университетом - программа повышения квалификации в сфере аграрного экспорта.

Синтез инженерно-технологического и гуманитарного образовательного ядра станет "точкой сборки" планируемых программ

Еще один динамично развивающийся проект МГИМО связан со сферой туризма, развития туристских территорий, "экономики впечатлений". Бакалавриат и магистратура по туризму сейчас реализуются на двух площадках - в Москве и в Сочи. Бакалавры проводят в Сочи два семестра на базе уникальных объектов морского и горного кластеров, а регулярные занятия проводятся на базе Российского международного олимпийского университета (РМОУ). Магистры обучаются в Сочи в режиме нескольких двухнедельных модулей. На региональных площадках развивается проект "Туристский атлас инвестора и руководителя" - разработка консорциума вузов.

МГИМО еще десять лет назад выбрал практику взаимодополнения партнеров. Магистратуры МГИМО по минерально-сырьевым рынкам открыты совместно с Горным институтом МИСиС, начинается работа с Техническим университетом УГМК, а программа по искусственному интеллекту реализуется совместно с МФТИ. В "Приоритете-2030" университет эту практику расширил. Консорциумы с ИМЭМО, Институтом системного программирования РАН, ИВИ РАН, ПИР-Центром, НИУ ВШЭ имеют и важный прикладной характер.

"Поворот на Восток" позволил МГИМО существенно обновить систему программ и обратиться к новым партнерам. Уже созданы две программы двойного диплома: с Морским университетом им. Невельского - в области международных транспортных операций, логистики и торговли в Тихоокеанской зоне. А с Новосибирским госуниверситетом - программа, объединяющая юриспруденцию и торговое дело применительно к рынкам Северо-Восточной Азии. Взаимодействие с Институтом востоковедения в проекте "Новое востоковедение" дает возможность готовить "прикладных" востоковедов, которые требуются корпоративным заказчикам.

Сегодня уже на всех факультетах университета восстановлено преподавание восточных языков - из 55 иностранных языков, которые изучаются в вузе, 30 можно отнести к восточным. Изменения в лингвистической карте университета продолжаются. Восстановлено преподавание бирманского, кхмерского, введен курс африканского языка хауса. Для аграрной магистратуры по просьбе заказчиков специально включены курсы тагальского и малазийского.

В контексте внедрения "цифры" на гуманитарных факультетах - международных отношениях, права, журналистики - созданы новые отделения по большим данным в международных отношениях, цифровой юриспруденции, социологии цифровых коммуникаций, а на факультет экономики работает совместная с ИСП РАН магистратура. Полторы тысячи студентов МГИМО уже получили или получают устойчивые навыки программирования и компетенции профессионального ИТ-пользователя на цифровой кафедре, и это уже становится еще одним фактором трансформации университета. Прорывом стало и сотрудничество со Школой 21 Сбера - студенты пять недель проводят в ее кампусе. Со Сбером ведется работа и над проектом "Национальная сертификация лингвистических компетенций" на специально создаваемой электронной платформе.