Как гибридная сеть поможет регулировать использование беспилотников и устранит ли она пробелы в "цифровом небе"

Массовый запуск дронов станет возможным благодаря гибридной сети
Гибридная сеть, включающая в себя как сотовую, так и спутниковую связь, поможет массовому внедрению гражданских беспилотников, считают 26 процентов опрошенных из 1200 представителей ведущих корпораций отрасли беспилотных авиационных систем (БАС). Данные получены в ходе совместного исследования АО "ГЛОНАСС" и "Платформы НТИ" и представлены в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Doodybutch/CC BY-SA 4.0/commons.wikimedia.org

Нехватку цифрового транспортного права для регулирования использования беспилотных воздушных судов и сертифицированного решения для предотвращения столкновений отметили 22% и 21% респондентов соответственно.

Гибридная сеть связи АО "ГЛОНАСС" использует действующую российскую спутниковую инфраструктуру и исключает зависимость от ушедших из страны операторов спутниковой связи. Ранее президент В.В. Путин поручил правительству включить гибридную сеть связи с использованием "ЭРА-ГЛОНАСС" в национальный проект "Беспилотные авиационные системы".

Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров рассказал, что проблема развития беспилотных авиационных систем лежит в плоскости двух составляющих: пилотируемой и гражданской авиации. Сейчас воздушное пространство для разных видов машин разводится, для дронов будет выделено отдельное пространство. Однако в конечном счете необходимо прийти к тому, чтобы одновременно осуществлять совместные полеты пилотируемой и беспилотной авиации, добавляет он.

Пилотируемая авиация за прошлый год перевезла 105 миллионов пассажиров, сейчас в России порядка 119 авиакомпаний, 14 из которых берут основную долю авиационных перевозок. В беспилотной отрасли за последние полтора года появилось 37 авиакомпаний, в структуре которых находится 692 машины. В скором времени их будет еще больше: сейчас формируются новые поставки дронов, в том числе и в рамках Плана государственного гражданского заказа (План ГГЗ), предусматривающего покупку беспилотников. Кроме того, в настоящее время количество зарегистрированных дронов уже превысило 100 тысяч, отмечает Дмитрий Ядров.

"Количество заявок на получение сертификата типа, объемы которых мы должны получить по средним и тяжелым машинам в рамках национального проекта, говорит о том, что этот вопрос нужно, безусловно, решать оперативнее", - отмечает глава Росавиации.

Также в прошлом году в рамках работы правительственной комиссии количество нормативных актов и административных барьеров в отношении БАС снизилось, добавил он. В дальнейшем условия для получения доступа к воздушному пространству для дронов планируется упростить еще сильнее.

Еще одна проблема беспилотников, по мнению генерального директора АНО "Платформа Национальной технологической инициативы" Дмитрия Пескова, заключается в отсутствии системы связи, которая позволяла бы договариваться между собой беспилотным воздушным суднам (БВС). В итоге машины разных производителей с автономной навигацией, встретившись в воздухе, создают пробку из беспилотников.

Это происходит потому, что искусственный интеллект (ИИ) не позволяет выехать на встречку, при этом разные ИИ не могут договориться друг с другом о правилах приоритетного проезда. Чтобы избежать таких ошибок в жизни, уже сейчас на практике отрабатываются различные сценарии в рамках технологических конкурсов. Следующее такое соревнование пройдет на Сахалине: в рамках проектно-образовательного интенсива "Архипелаг 2024" состоятся масштабные гражданские учения с участием региональных команд, отмечает Дмитрий Песков.

На мероприятии в ходе гражданских учений будет отработано 15 сценариев эксплуатации БВС, таких как, например, поиск людей, пропавших на местности, или мониторинг лесных массивов, рассказал "Российской газете" директор центра развития системы технологических конкурсов Up Great Фонда НТИ Юрий Молодых.

"В рамках учений региональные команды отработают техническое использование дронов, экономическую и организационно-техническую составляющие, что позволит региону повысить квалификацию заказчика услуг с использованием БВС. Поэтому уже в ближайшее время использование беспилотников станет более массовым, качественным и экономически целесообразным", - констатирует он.

Данный технологический конкурс предполагает частичное использование технологии цифрового неба. При этом генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич отмечает, что цифровое небо не является отдельной системой - скорее, это набор передовых практик, технологий, решений, платформ как существующих, так и перспективных.

"На "Архипелаге" будут задействованы отдельные составные части будущего цифрового неба, в частности, гибридная сеть связи на основе госинформсистемы "ЭРА-ГЛОНАСС". Такое отечественное решение ускорит массовое применение авиабеспилотников на всей территории России, включая зоны отсутствия сотовой связи", - рассказал "РГ" Алексей Райкевич.

Помимо этого, на "Архипелаге" будет тестироваться платформа мониторинга на основе "ЭРА-ГЛОНАСС", которая уже сегодня может открыть небо для дронов в регионах, где введен запрет. Это доверенная платформа, юридически значимые данные от которой могут принимать оперативные штабы в регионах и регуляторы, тем самым получая подтверждения заявленных маршрутов, добавил он.