Моцарт в стиле джаз

В "Ленкоме" поместили "Маленькие трагедии" в кабаре
Герои "Маленьких трагедий" встретились в кабаре - такое воплощение знаменитый пушкинский цикл получил на театральной сцене в трактовке Алексея Франдетти. Его спектакль так и называется - "Кабаре Пушкин", а премьера выходит в "Ленкоме" аккурат в день 225-летия классика, 6 июня.
Предоставлено пресс-службой Театра "Ленком"

"Маленькие трагедии" в юбилейный год Александра Сергеевича нарасхват: их репетируют сразу в нескольких театрах, но "Ленкому" удалось выделиться - в джазе, как ни странно, Пушкина еще не ставили.

Вообще, "Кабаре Пушкин" для театра имени Марка Захарова - новый и, можно сказать, прорывной опыт. Впервые на сцене на протяжении всего действа полноценный джазовый оркестр - постановку сопровождает известный коллектив под руководством Петра Востокова, впервые участвуют воздушные акробаты Цирка на Цветном бульваре.

Фото: предоставлено пресс-службой Театра "Ленком"

Первым "Ленком" привлек к сотрудничеству и сервис "Яндекс Афиша", который, как рассказали его представители, уже третий год подряд фиксирует всевозрастающий интерес россиян к театру. Кроме того, в создании постановки поучаствовал Международный театральный фонд им. Евгения Леонова.

Алексей Франдетти, предваряя премьеру, отметил: есть предубеждение, что "датские" спектакли - это всегда некая повинность. Но на самом деле это не так:

"Мой предыдущий спектакль здесь - "Маяковский" - был приурочен к 130-летию поэта, и вдруг оказывается, он собирает аншлаги и становится зрительским хитом. Я очень надеюсь, что так будет и с премьерой "Кабаре Пушкин", которая посвящена не только самому классику, но и "Ленкому" в принципе. Если вы присмотритесь к декорациям, то увидите, что мы воссоздали "Ленком" в "Ленкоме", это такой оммаж зданию театра", - обратил внимание режиссер.

Фото: предоставлено пресс-службой Театра "Ленком"

Надо сказать, что превращать пушкинские строки в музыкальное шоу для Алексея Франдетти не впервой: в Театре на Таганке уже пару лет идет его "Онегин" в жанре инди-рок, собравший всевозможные номинации на "Золотую Маску".

Для спектакля "Кабаре Пушкин" была специально написана оригинальная музыка (композитор - Юрий Севастьянов), причем это не только инструментальные, но и вокальные партии. Так, если у Пушкина в "Каменном госте" написано коротко и без пояснений: "Лаура поет", то в новом спектакле можно даже услышать что именно. Проведя небольшое исследование, создатели спектакля нашли подходящее стихотворение Александра Сергеевича и положили его на музыку.

Что еще очень важно: в премьере заняты все поколения артистов "Ленкома". На сцене практически вся молодежь, а вместе с ней и корифеи труппы. Один из самых любопытных персонажей - как всегда - злодей Сальери, его в разных составах играют Сергей Степанченко и Игорь Миркурбанов. Абсолютно разные артисты и типажи, а как итог - совсем разные спектакли.

"Для нас было очень важно быть бережными с тем, что оставил нам Александр Сергеевич. Мы не изменили и не выбросили ни одного его слова, ни одной коллизии", - отметил Сергей Степанченко.

В "Моцарте и Сальери" - что тоже редкость - Моцарт (Иван Рысин / Виктор Маминов) реально играет на фортепиано. Это умение было одним из главных на кастинге на эту роль. Вообще на этот сюжет "Маленьких трагедий" атмосфера кабаре удивительно "ложится" - весь этот бурлеск, пары за столиками, танцы, хохот, игривые взгляды, моргающие золотые лампочки... Публика в восторге от Моцарта. И на фоне этой галдящей и самовлюбленной суматохи его дар еще очевиднее, еще божественнее. Весь спектакль "сшивает" образ Черного человека - он проходит сквозь каждую из пьес, в этой роли Александр Сирин.

Но главный акцент сделан на "Пире во время чумы" - в этом отрывке создателям хотелось добиться на сцене особенного неистовства. "Гимн Чумы" исполняет Станислав Беляев, а ориентировались на исполнение этой композиции Николаем Караченцовым в спектакле Марка Захарова.

"Каждая маленькая трагедия - это определенный грех. Эти пороки Пушкин осуждает, и если говорить об актуальности спектакля, то, конечно, она в том, что эти грехи есть в нас и сегодня", - уверен Алексей Франдетти.

Отметим, что "Кабаре Пушкин" - это прощание режиссера с "Ленкомом". О своем уходе с поста главрежа он заявил перед премьерой. Финальный аккорд, надо сказать, получился мощным и зрелищным - театр, определенно, получит и нового зрителя, и новое дыхание, уже открытое "Маяковским", и полные залы. От этого, конечно, расставание "Ленкома" с одним из самых интересных современных режиссеров выглядит еще печальнее.

Прямая речь

Марк Варшавер, директор театра "Ленком":

- Наш новый спектакль - это зрелище, настоящий праздник для зрителя. Жизнь сегодня так сложна, что человек очень нуждается в радости. "Кабаре Пушкин" - как раз про радость, и мы ждем всех на нашем празднике музыки и танца, вокала и сценографии.

Навигатор

Ближайшие показы "Кабаре Пушкин" - 7 июня, а также 8 и 9 июня (в эти два дня театр играет по два спектакля - в 13:00 и 19:00).