06.06.2024 10:28
Поделиться

Объем грузоперевозок по СМП перевалит за отметку в 200 миллионов тонн

Ожидается, что к 2030 году в морские арктические проекты, так или иначе связанные с Северным морским путем (СМП), будет вложено около 19,5 триллиона рублей. При этом большую часть средств составят частные инвестиции, что очень важно. А налоговые отчисления от деятельности резидентов прогнозируются на уровне 21 триллиона рублей.

Давайте проанализируем итоги работы СМП за 2023 год. Всего по данной арктической магистрали было перевезено 36,2 миллиона тонн груза. Это существенно больше, чем в 2022-м и в предыдущие годы, - даже в несколько раз больше пиковых значений советского времени.

Важно отметить, что из этих 36 миллионов свыше двух миллионов тонн - транзитный груз. Вот и раскрывается тот самый транзитный потенциал Северного морского пути, о котором так много говорили.

На следующий год, в соответствии с прогнозными оценками Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, объем грузоперевозок должен составить 72 миллиона тонн. В 2030-м показатель достигнет уже 150 миллионов, а в 2035-м - перевалит за отметку в 200 миллионов тонн.

Я абсолютно верю в эффективность работы этой магистрали. Напомню, еще до начала всех известных ближневосточных событий по Северному морскому пути прошел контейнеровоз из Шанхая в Калининград. Он заходил также в Санкт-Петербург для того, чтобы доставить грузы непосредственно в точку назначения.

На мой взгляд, это очень показательно, поскольку можно сколь угодно политизировать российские арктические проекты, но заставить бизнес, тем более международный, делать то, чего он не хочет, просто нереально. Та самая "невидимая рука", о которой говорил еще классик политэкономии Адам Смит, все расставляет по своим местам.

Другой важный фактор, на который я хотел бы обратить внимание: Китайская Народная Республика является важнейшим внешнеторговым партнером для большинства стран - для 140 государств из 190 зарегистрированных в Организации Объединенных Наций. По сути, КНР - мировая фабрика, которая производит все - от товаров народного потребления до уникального оборудования.

Естественно, что эти грузы необходимо каким-то образом доставлять, их нужно вывозить. И как раз сегодня Северный морской путь Россия предлагает в качестве абсолютно безопасного, короткого и выгодного с экономической точки зрения маршрута.

Северный морской путь Россия предлагает в качестве абсолютно безопасного, короткого и выгодного с экономической точки зрения маршрута

Конечно, стоит отметить, что развитие СМП обладает очень мощными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами. Потому что Северный морской путь - это не просто пунктир на карте, не просто доставка грузов из пункта А в пункт Б.

Развитие Северного морского пути подразумевает создание комплексной интегрированной системы обеспечения. С этой магистралью сопряжено развитие береговой инфраструктуры, создание эффективно работающих комплексных баз обеспечения, прокладка оптико-волоконных линий связи, а также формирование центров реагирования и спасения на море.

Нельзя забывать и о таком проекте, как Северный широтный ход, который в настоящее время также во многом определяется развитием Северного морского пути и предполагает создание железнодорожных подходов и подъездных дорог к портам на арктическом побережье для вывоза и подвоза грузов и продукции минерально-сырьевого комплекса.

Транзитная составляющая СМП может стать вторым по размерам источником дохода для российской Арктики после добычи природных ресурсов

Поэтому Северный морской путь решает еще одну очень важную государственную задачу - обеспечение связанности территорий между собой. Мы имеем самую протяженную границу в Арктике - более 22 тысяч километров. И нам очень важно создавать очаги экономического роста для равномерного развития нашей территории.

Мы видим реальные шаги и динамику, которую демонстрируют компании, работающие в Арктике. Надо сказать, что только прогнозные оценки по строительству судов арктического исполнения различного назначения оцениваются в 78-80 единиц. Это огромная работа, в том числе и для нашего судостроительного комплекса.

Ну а транзитная составляющая Северного морского пути, по некоторым оценкам, может стать вторым по размерам источником дохода для российской Арктики после добычи природных ресурсов. Вот эта совокупность перспективных и действующих проектов и дает возможность быть уверенным в том, что деятельность в Арктике - это по-настоящему безальтернативный путь развития российской экономики.