Рейтинг регионов России по уровню развития рынка ГМТ впервые представят на ПМЭФ

Аналитики компании "Газпром газомоторное топливо" ежегодно проводят масштабное исследование рынка метанового топлива в России. По его итогам формируется рейтинг регионов: он показывает, насколько успешно природный газ (метан) применяется в качестве моторного топлива в разных субъектах РФ.
Общественный транспорт на газе - драйвер развития рынка газомоторного топлива.
Общественный транспорт на газе - драйвер развития рынка газомоторного топлива. / Пресс-служба компании "Газпром газомоторное топливо"

В этом году презентация рейтинга и объявление газомоторной столицы страны впервые состоятся на площадке ПМЭФ. Церемония награждения пройдет в рамках мероприятия деловой программы "Презентация регионального опыта реализации транспортной реформы: экономический и экологический эффект", которое состоится 7 июня в 10:00 в Экспофоруме (зал H2).

По данным компании, за первые четыре месяца 2024 года с заправочных станций всех операторов было продано более 460 миллионов кубометров сжатого метана. Благодаря замещению бензина и дизеля природным газом в атмосферу не попали 887 тысяч тонн CO2-эквивалента и более 14,5 тысячи тонн загрязняющих веществ. Такой объем выбросов мог бы компенсировать лес, сравнимый по площади с Москвой.

По объемам потребления сжатого метана как моторного топлива лидирует Ростовская область. Второй год подряд растет его реализация в Астраханской области - она увеличилась в пять раз. Рост потребления природного газа на транспорте с начала года зафиксирован на Сахалине - 46% к аналогичному периоду 2023 года. На 25% выросли его продажи на метановых заправках Ямала, на 17% - в Ленинградской области.

Ожидается, что положительная динамика в этих регионах сохранится - во многом благодаря поставкам пассажирских автобусов на метане. Только в Ленинградскую область в первом квартале поступили 70 новых метановых машин. Пассажирский парк с акцентом на экологию обновляется при поддержке федеральных программ. Так, за счет средств специальных казначейских кредитов в регионы России за этот период поставлено более тысячи автобусов на природном газе.

- Востребованность газомоторного топлива (ГМТ) в регионах зависит от развитости заправочной инфраструктуры, потребности населения в экономической и экологической стабильности, а также вовлеченности местных органов власти и предпринимательского сообщества в процесс развития рынка, - отмечают в компании "Газпром газомоторное топливо". - Это особенно заметно на примере регионов-лидеров - Санкт-Петербурга, Татарстана, Краснодарского края и других. Наличие опорной заправочной сети, ценовая стабильность, безопасность, безусловная экологичность и надежность даже в условиях Крайнего Севера становятся убедительными аргументами в пользу метана.

Эксперты называют 2023 год "лакмусовой бумажкой" для оценки привлекательности природного газа в качестве моторного топлива. Прошлым летом волнения на бирже, перебои с поставками жидких видов топлива заставили искать альтернативы. Переход на ГМТ рассматривался среди возможных системных решений, в частности для аграрного комплекса.

Основным барьером для развития этого рынка можно назвать недостаточный объем производства автомобилей на природном газе.

Однако рост потребления метана на транспорте позволяет прогнозировать восстановление темпов производства и переоборудования техники "под газ". За четыре месяца 2024 года выпущено более двух тысяч таких машин, 4774 транспортных средств переоборудовано. Рост по сравнению с 2023 годом - 42% и 125% соответственно. Около 77% транспорта переоборудовано по проекту "Народное топливо", который компания реализует с 2023 года. В тройке самых активных участников проекта - Ростовская, Воронежская области и Ставропольский край.

За два года будет куплено 3700 автобусов на газомоторном топливе для 39 регионов

Кроме того, 314 транспортных средств на природном газе поступили в Россию из Китая.

Что эффективнее - купить новый автомобиль, готовый работать на газе, или переоборудовать уже имеющийся? С одной стороны, преимущество на стороне заводской техники: купил и поехал. Но для этого не всегда есть финансовая возможность. Цифры показывают, что пока транспорт переоборудуется быстрее, чем производится: соответственно более 14 тысяч и 4,3 тысячи транспортных средств в 2023 году.

По линии Минэнерго РФ действует программа субсидирования переоборудования транспорта на природный газ в рамках федерального проекта "Чистая энергетика". Заявки на участие могут подавать все регионы, заинтересованные в переводе транспорта на метан. В 2023 году в программе приняли участие 27 субъектов РФ.

Переоборудовать транспорт можно и по маркетинговым программам газомоторной компании в рамках проекта "Народное топливо" - участникам компенсируют затраты на установку газобаллонного оборудования. Эти программы действуют одновременно с государственными субсидиями на переоборудование. Благодаря такому симбиозу в субсидируемых регионах автовладельцы могут сэкономить до 100% затрат. Также есть программы для компенсации покупки нового автомобиля на метане.

Практически во всех субъектах РФ созданы рабочие группы по развитию рынка ГМТ. Региональные органы власти заключают с компанией "Газпром и газомоторное топливо" соглашения о сотрудничестве. Разрабатываются дорожные карты, стороны берут на себя обязательства по расширению розничной сети объектов заправки, приобретению и переоборудованию транспорта, формированию мер поддержки.

Одним из драйверов развития рынка ГМТ в регионах стало обновление парков общественного транспорта. Перевод автобусов на газ позволяет оптимизировать топливные затраты и одновременно улучшить качество воздуха.

Потенциал велик: за пределами нормативного срока эксплуатации работает около 40% парка общественного транспорта в России. Поддержка его замены на газомоторную технику в регионах предусмотрена федеральными программами.

В 2023-2024 годах в рамках федеральных проектов организовано приобретение более 3700 автобусов на газомоторном топливе для 39 регионов. Лидер газификации общественного транспорта - Санкт-Петербург, где работает более 3000 таких машин.

При этом в регионах набирают обороты и новые направления - перевод сельскохозяйственной и карьерной техники. Также перспективным считается развитие водного и железнодорожного транспорта на природном газе.

Рост применения газомоторного транспорта способствует социально-экономическому развитию региона, считают специалисты.

- Использование природного газа в качестве топлива оказывает непосредственное влияние на два ключевых показателя: снижение вредных выбросов в атмосферу и экономию бюджета, - поясняет Сергей Комиссаров. - По сравнению с бензином и дизелем объем выбросов вредных веществ при использовании метана снижается до 80%. Из общения с губернаторами мы делаем вывод, что экологическое состояние городов региона является одной из составляющей их привлекательности для жизни. Расходы на топливо также снижаются в два раза при том же пробеге автотранспорта. Сэкономленный бюджет региона можно направить на другие нужды.

Еще один фактор - активное развитие автомобильного туризма. Расширяя газозаправочную инфраструктуру, регионы повышают доступность территорий для владельцев автотранспорта на метане. Сеть заправочных станций уже охватывает популярные маршруты, связывающие Санкт-Петербург, Москву, Казань, Сочи, Екатеринбург. Выгода в сравнении с бензином для семейного бюджета ощутима. Отправляясь из Москвы в Сочи на метановом автомобиле, можно сэкономить порядка семи тысяч рублей.

Развитию рынка экологичного топлива также способствует газификация регионов. Прокладка газопроводов в населенные пункты позволяет строить автомобильные газонаполнительные компрессорные станции - АГНКС. В мае вышло постановление правительства РФ, по которому российские регионы смогут разрабатывать схемы газоснабжения и газификации на 20 лет. Они будут включать, в том числе, предложения и планы по переводу транспорта на ГМТ.

Однако развитие этого рынка возможно и на негазифицированных территориях. Там, где нет газопровода, используются передвижные автомобильные газовые заправщики на специальных площадках.

Развитие рынка поддерживается государством и регионами. Для строительства новых метановых заправок выделяются субсидии, земельные участки под газозаправочные объекты предоставляются без проведения торгов, для операторов сети действуют льготы по аренде и налогу на имущество.

Финансируется производство техники на метане и переоборудование, вводятся льготы по транспортному налогу для владельцев экологичного транспорта, действуют федеральные программы и проекты с льготными ставками по кредитам и лизингу для обновления пассажирского автопарка.

Для расширения использования природного газа на транспорте участники рынка предлагают на федеральном уровне установить приоритет приобретения ГМТ-техники для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, развитию этой сферы может способствовать увеличение размера субсидии для производителей таких машин и льготы для их владельцев - например, освобождение от платы за проезд по дорогам и парковку в крупных городах.

Между тем

Доказательством доступности автопутешествий на метане стал первый народный пробег "Трек года". Лучшим автомобильным треком в 2023 году признано семейное путешествие на метановом автомобиле из Казани в Гагры. Новый пробег стартует 5 июня и продлится до сентября.

Регистрация участников проходит на сайте "Трек года. народный проект".

Кстати

Сегодня в российском автопарке насчитывается около 290 тысяч машин на природном газе. Из них 59% - это легковой транспорт, 20% - легкий коммерческий, 13% - автобусы, 8% - магистральный грузовой транспорт.