Как техническому вузу быть интересным и промышленникам, и молодежи

Горное дело на протяжении веков остается для Урала системообразующей отраслью. Сегодня эта традиционная сфера интенсивно меняется. Но еще быстрее должно меняться профильное образование, чтобы отвечать запросам и промышленников, и абитуриентов. Как это удается, рассказал исполняющий обязанности ректора Уральского государственного горного университета (УГГУ) Алексей Душин.
Алексей Душин: Мы нацелены на то, чтобы в вуз поступали творческие ребята, у которых есть способности и желание развиваться в инженерном направлении.
Алексей Душин: Мы нацелены на то, чтобы в вуз поступали творческие ребята, у которых есть способности и желание развиваться в инженерном направлении. / Татьяна Андреева/РГ

На днях Горный университет вручил 110 школам Свердловской области минералогические коллекции. Какова цель этой акции?

Алексей Душин: Сделать такой подарок школам из разных уголков региона мы решили в честь 110-летия вуза. В этом нас поддержала одна из ведущих горнодобывающих компаний. Коллекции мобильные, в каждой 28 рудных и нерудных образцов, собранных студентами и преподавателями Уральского геологического музея УГГУ во время экспедиций на самые известные месторождения региона. Этот подарок не просто ящик с красивыми камнями. Поскольку мы занимаемся цифровизацией минералогического материала, обучением искусственного интеллекта распознаванию минералов, коллекции сопровождает видеокаталог: для каждого образца создана 3D-модель, есть информация о составе, применении, способах добычи и обогащения.

Наш проект призван поддержать у школьников интерес к геологии, пробудить любовь к родному краю, его промышленной и производственной культуре, и он далеко не единственный. Мы активно развиваем движение юных геологов: готовим команды Свердловской области к участию во всероссийских соревнованиях, проводим на своих площадках региональную олимпиаду и, кстати, победителям вручаем личные мобильные коллекции минералов. На протяжении нескольких лет школы, с которыми работаем по программам профориентации, совместно с индустриальными партнерами снабжаем различными минералогическими наборами. Сейчас ищем финансирование, чтобы создать комфортные условия для занятий: провести ремонты в школьных классах географии, закупить оборудование, в том числе компьютеры и микроскопы.

Что ребятам больше нравится: держать камни в руках или рассматривать цифровые модели?

Обучение на цифровой кафедре повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда, ведь промышленности нужны не только узкие специалисты

Алексей Душин: Дети очень разные, но все любознательны. Вы бы видели, с каким интересом они изучают свои новые коллекции и рассматривают минералы! Не меньший восторг вызывают и виртуальные экспонаты. Но, конечно же, с физическим материалом интереснее взаимодействовать: можно изучить, как он выглядит, пахнет, какой на ощупь. В этом плане для мозга больше работы.

Действительно, это интересно. Но нынешние подростки - "цифровое" поколение, привыкшее получать информацию в интернете. Вы учитываете эту особенность в работе с абитуриентами?

Алексей Душин: Да, несмотря на то что УГГУ - первый вуз на Урале, мы хотели бы, чтобы о нем знали существенно больше. И наша задача - сделать свои работы, программы и исследования более доступными и значительными не только для молодой аудитории, но для партнеров. Мы второй год подряд проводим внутренний конкурс исследовательских проектов с привлечением внешних членов проектных команд для финансирования в текущем году. Включили в состав научно-технического совета и экспертных комиссий руководителей крупнейших промышленных компаний региона. И приглашаем в университет известных российских персон для участия во внеучебных мероприятиях. Например, в прошлом году Горный (кстати, единственный в Свердловской области) участвовал в проекте "Ольга Вузова". Когда ведущая появилась у нас, это действительно вызвало у ребят огромный интерес. Поэтому используем различные интернет-площадки, чтобы рассказать о себе, а онлайн-сервисы аналитики - чтобы наладить эффективную коммуникацию с целевой аудиторией. Новые возможности для продвижения в перспективе даст и искусственный интеллект.

Привлечь внимание молодежи к инженерным профессиям - задача очень сложная, и в ее решении должны участвовать не только вузы.

Алексей Душин: Да, мы работаем в этом плане с индустриальными партнерами, образовательными организациями, "Кванториумами", организуем Дни открытых дверей, экскурсии по университету, подготовительные курсы, создаем лаборатории на базе школ и т. д. Мы нацелены на то, чтобы в вуз поступали ребята, у которых есть способности и желание развиваться в инженерном направлении. Но вместе с тем вынуждены считаться с баллами ЕГЭ. Из года в год снижается количество выпускников, сдающих профильную математику и физику, и его не компенсирует даже рост числа сдающих информатику. Эта тенденция только усиливается, притом что количество бюджетных мест по инженерным направлениям увеличивается, абитуриентов на эти программы идет меньше. Ситуацию нужно менять, это понимают все. С учетом огромного дефицита кадров в промышленности, безусловно, на уровне государства нужно принимать кардинальные решения.

Локально в этом плане можно что-то сделать?

Алексей Душин: Отчасти. Мы нашли такое решение - первыми в России запустили систему двух квалификаций в одном дипломе. За время обучения студент может бесплатно освоить дополнительную профессию, например, вдобавок к специальности горного инженера получить квалификацию по экономике или информатике, автоматизации или управлению персоналом. Предусмотрели и бесплатное обучение на цифровой кафедре вуза: по восьми ИT-программам сегодня занимаются более 600 студентов. Это и перспективно, и повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда, ведь промышленности нужны не только узкие специалисты.

При участии индустриальных партнеров расширяем перечень направлений подготовки, давая возможность абитуриентам выбрать специальность, востребованную в промышленности. Только за последний год лицензировали 13 программ среднего профессионального образования, бакалавриата, аспирантуры. Среди них "техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства", "мехатроника и робототехника промышленных производств", "автоматизация и цифровые технологии в горной промышленности" и другие.

Появление таких программ неслучайно: сегодня активно идет цифровая трансформация предприятий. Как наука помогает в этом промышленникам?

Алексей Душин: Цифровизация и автоматизация - самые быстроразвивающиеся направления нашей научной деятельности. За последние два года, фактически начав с нуля, ученые Горного выполнили более 18 научных исследований для конкретных заказчиков. Так, продвинулись разработки в области аэрологии и создания сушильных агрегатов для предприятий горнодобывающего комплекса. С использованием искусственного интеллекта составили паспорт буровзрывных работ, разрабатываем технологии машинного зрения и т. д.

А в целом каков запрос на научные разработки вуза со стороны реального сектора?

Алексей Душин: Большой, и количество научных исследований продолжает расти. Для усиления этого направления инвестируем в основные лабораторные фонды университета от 100 миллионов рублей в год. Занимаемся созданием аналитического центра на базе нашего научно-исследовательского лабораторного центра.

В рамках программы академического лидерства "Приоритет-2023" университет реализует несколько стратегических проектов для отечественной промышленности. Работаем над новыми технологиями разведки и добычи полезных ископаемых, цифровыми производственными технологиями, ведем исследования в области экологии, поиск механизмов и способов снижения негативного воздействия на окружающую среду горнодобывающего и металлургического комплексов. Если говорить о результатах научной деятельности вуза, то, например, в 2023 году на Урале открыт новый магматический комплекс перспективной промышленной алмазоносности, разработана технология комплексной переработки шламов и бедных железных руд Керченского полуострова, которая позволит получить дополнительную продукцию для цементной промышленности и дорожного строительства.

Студентам интересны научные разработки? На каком курсе они делают первый шаг в науку?

Алексей Душин: По-разному, некоторые уже на первом курсе готовы окунуться в науку с головой. Но чаще всего речь о третьекурсниках, которые начали изучать профессиональные дисциплины, побывали на практике на предприятии и у них стали возникать вопросы и предложения, формироваться взгляды на те или иные производственные процессы. Реализовать свой исследовательский потенциал они могут в Студенческом научном сообществе УГГУ.

Это одна история. Другой момент - выбор профессиональной траектории по окончании вуза, когда встает вопрос: пойти на производство или в науку? Многие выбирают первый вариант, и заработная плата играет важную роль, хотя не самую главную. Научная деятельность быстрого результата не даст, но это более интересный и динамичный путь профессиональной самореализации. В такой ситуации мы в первую очередь конкурируем за молодые умы с ведущими промышленными предприятиями, для которых готовим специалистов, и во вторую - с другими исследовательскими и проектными структурами: все заинтересованы в обновлении собственных научных кадров.

Карьера в промышленном секторе сегодня тоже хороший вариант. Насколько выпускники УГГУ востребованы на рынке труда?

Алексей Душин: Университет уверенно входит в топ-3 вузов Свердловской области по востребованности и средней заработной плате выпускников на рынке труда. Работодатели выстраиваются в очередь - на каждого выпускника-горняка приходится от двух до десяти вакансий. Это ярко заметно по "ярмарке студентов". В этом году участие в ней приняло рекордное количество работодателей - более 70. За будущими специалистами они едут со всей страны, в том числе Якутии, Забайкальского края, Мурманской области, Республики Коми. Если говорить в целом, показатель трудоустройства составляет более 85 процентов и продолжает расти. Наши выпускники работают от Калининграда до Дальнего Востока и даже за пределами страны.