06.06.2024 11:16
Поделиться

Опрос: Корпоративная поддержка семей с детьми улучшит демографию в УрФО

Опрос ученых УрФУ показал, что при поддержке работодателями демографической повестки можно ожидать в настроении населения региона положительных перемен, а именно укрепления репродуктивных намерений.
Работающим мамам порой приходится приводить малышей  на работу, и не каждый работодатель готов это терпеть.
Работающим мамам порой приходится приводить малышей на работу, и не каждый работодатель готов это терпеть. / Татьяна Андреева/РГ

Исследователи провели анкетирование 1034 респондентов в возрасте 18-49 лет - жителей девяти субъектов РФ, в том числе Курганской, Свердловской и Челябинской областей. Участники опроса должны были оценить влияние работодателя на принятие решения о рождении детей по семибалльной шкале - от "абсолютно не влияет" до "очень сильно влияет". Также их просили обозначить меры, способствующие росту рождаемости: оплата расходов на детский сад и летний лагерь, гибкий график работы родителей, предоставление отпуска во время школьных каникул, дистанционная занятость, корпоративные мероприятия для семей работников и т. п.

Четверть респондентов отметила, что такая поддержка благоприятно отразится на уровне рождаемости в регионе. Но при этом абстрактный работодатель как субъект демографической политики, способный повлиять на репродуктивные установки работников, получил минимальную оценку у 27,6 процента опрошенных. Наиболее актуальной люди считают помощь в погашении ипотеки и другие меры экономического характера.

- Опрос показал: чем выше оценка значимости конкретного работодателя в принятии семьей репродуктивных решений, тем раньше респондент готов стать родителем и произвести на свет большее количество детей, - делает вывод замдиректора Школы государственного управления и предпринимательства УрФУ Анна Багирова.

Интересно, что те участники опроса, которые больше полагаются на помощь нанимателя, указали и более высокий оптимальный, по их мнению, возраст для рождения первенца. Это означает, что они сами склонны откладывать появление ребенка, если не будет благоприятных условий. Исследователи видят в этом влияние нескольких факторов, в первую очередь ориентации респондентов на карьеру и отсутствия уверенности в стабильном будущем.

- Позиция корпоративной гражданственности в демографической сфере - это не только забота о благоприятных условиях труда, но и ответственность за дальнейшие профессиональные и жизненные перспективы сотрудников. Таким образом, работодатель является определенным гарантом устойчивости положения работников в будущем, - поясняет Анна Багирова.

При этом очевидно, что наличие корпоративной поддержки будет улучшать отношение сотрудников к компании, уменьшать текучесть кадров, так что для бизнеса это вовсе не благотворительность, а продуманная политика. И все же на практике немногие работодатели реализуют подобные программы, а некоторые и вообще негативно относятся к работникам с маленькими детьми.

- По моему опыту, всегда гибче и лояльнее работодатели из ИТ-отрасли и креативных сфер, - отмечает Светлана Филатова, председатель Ассоциации карьерных консультантов Урала. - Обычно при подаче заявки на подбор персонала заказчики не указывают критерий "наличие/отсутствие детей", но при финальном выборе претендента на вакантную должность семейное положение могут учесть как дополнительный фактор. И вот тут начинает работать не сам факт наличия детей, а возможность совместить их воспитание, семью с рабочим графиком: командировками, возможностью быть на связи 24/7 или экстренно выехать на устранение аварии.

- Наиболее частый повод для отказа в трудоустройстве - несоответствие навыков и квалификации кандидата требованиям вакансии. Этот повод занимает 32 процента, но по сравнению с 2022 годом его доля уже снизилась на 10 пунктов, - говорит руководитель пресс-службы hh.ru на Урале Ольга Виноградова. - Учитывая, что рынок труда испытывает серьезную потребность в кадрах, любая дискриминация - по полу, возрасту, наличию маленьких детей и т. п. - не только противоречит законодательству, но и существенно сужает границы поиска. Сегодня в регионе в среднем на одну вакансию приходится лишь 2,2 резюме, в некоторых профобластях еще меньше. В этих условиях мы рекомендуем, наоборот, максимально расширять границы поиска персонала и подбирать людей только на основе skill-based-подхода. Человекоцентричность должна стать стратегией любой компании. Необходимо создавать максимально комфортные условия, предлагать гибкие форматы занятости там, где это возможно. Это позволит быстрее закрывать вакансии за счет охвата людей с разными жизненными ситуациями.

Эксперт добавляет: согласно последним изменениям в законодательстве, мать ребенка в возрасте до 1,5 года сможет выйти на работу и продолжит получать декретные выплаты (в среднем 17,8 тысячи рублей в месяц). 48 процентов опрошенных порталом молодых мам хотели бы воспользоваться такой возможностью.

По мнению директора кадрового центра, руководителя Урало-Сибирской Ассоциации содействия образованию и культуре Юлии Авериной, решение демографических вопросов в будущем позволит справиться с дефицитом кадров. Конечно, крупным компаниям проще поддерживать семьи работников, чем небольшому бизнесу. Но малые предприятия могли бы решать такие вопросы сообща, объединяя усилия, считает она.

Кстати, по словам Светланы Филатовой, работодатели весьма ценят мам-одиночек с ипотекой - они очень мотивированны и работоспособны. Но часть руководителей традиционно считает, что они рискуют, принимая на работу замужних молодых женщин, так как те в любой момент могут уйти в декрет. Однако острый дефицит кадров в последнее время нивелирует этот фактор.