Высшее образование возвращается от "болонского" к "советскому"
Валерий Амиров: Не "болонская" система обеспечила технологический суверенитет СССР
До 2026-го, когда в шести российских вузах должен завершиться пилотный проект реформы высшего образования, еще далеко. Однако контуры грядущей реформы уже проступают достаточно отчетливо.

Хотя слово "советский" стандарт никто из чиновников образования не использует, кажется, что нас ждет возвращение именно к советским образовательным традициям. С небольшим бюрократическим завитком - магистратурой.

Почему нам больше не подходит "болонская" система? Она позволила встроить российское высшее образование в европейское, но зато способствовала массовому оттоку толковой российской молодежи в вузы других стран с перспективой дальнейшей интеграции в европейский же социум.

Схема была простая. Заканчивали бакалавриат в России и немедленно подаем на образовательный грант в Венгрию, Чехию, Германию, Францию и так далее, благо в европейских вузах образование на языке страны пребывания бесплатное. Так уехали тысячи и тысячи юношей и девушек, которые могли бы и должны были бы приносить пользу России.

Советский "специалитет" такой возможности не предоставлял, потому что изначально удовлетворял потребности производства и гуманитарной сферы на родине. Не "болонская" система обеспечила технологический суверенитет Советского Союза - отечественную авиацию, электронику и так далее, а именно советская научно-образовательная школа.

Неправы те, кто говорят, что возвращение к советскому создаст барьер для получения россиянами заграничного образования. Потому что, во-первых, тех, кто поедет учиться за рубеж - единицы и это, в основном, дети тех, кто продолжает жить мечтами о загранице. А во-вторых - Россия должна учить инженеров, врачей, учителей и строителей для своей экономики, а о зарубежной экономике пусть думают там, за рубежом.

Так что возвращение, хотя, возможно, это и звучит несколько странновато, выглядит шагом в будущее.

Да, придется переписать образовательные программы, каждая из которых во многие десятки страниц. Да, предстоит перестроить расписания. Но не это в истории с очередной образовательной реформой самое сложное.

Проблема в том, что Отечеству, если оно действительно хочет вернуть себе статус высокообразованной державы, неминуемо предстоит сделать еще один радикальный шаг. Обеспечить полностью бесплатное высшее образование. Оно возвратит нам техникумы и ПТУ, насытит экономику "сержантами" индустрии и квалифицированными рабочими.

Пора запускать на эту тему "пилот".

Валерий Амиров
доктор филологических наук, профессор УрФУ
Поделиться