Вице-президент Норникеля рассказал о диалектике взаимоотношений компании с коренными малочисленными народами
После церемонии глава агентства и вице-президент металлургической компании ответили на вопросы журналистов относительно сути и значимости документа.
Андрей Грачев: Речь идет о мероприятиях, которые мы согласовали с Федеральным агентством - там есть как новые мероприятия, так и уже зарекомендовавшие себя, полезность которых не подлежит сомнению.
Например, школа публичной дипломатии. Это проект, который реализуется совместно Федеральным агентством по делам национальностей и компанией "Норникель". Цель - подготовить руководителей и представителей из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) для работы на площадках Юнеско Организации Объединенных Наций.
Также учитывается в плане то, что сейчас продолжается десятилетие языков КМНС, объявленное Организацией Объединенных Наций. Мы прекрасно понимаем, что язык - не только средство общения, но и принцип существования того или иного этноса. Компания придает этому большое значение, и в данном случае хотел бы обратить внимание на то, что Федеральное агентство по делам национальностей выступает здесь в качестве эксперта, подсказывает представителям компании, что является особенно актуальным, что - менее актуальным.
При этом взаимодействуют две экспертные группы: Федеральное агентство и сами коренные малочисленные народы, которые через свое представительство транслируют нам, что им необходимо в первую очередь.
Игорь Баринов: Я добавлю несколько слов. На самом деле из Москвы, из федерального центра, достаточно сложно учесть все нюансы и решить все проблемы, которые существуют во взаимодействии промышленной компании и представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Наша страна отличается колоссальным разнообразием и дисперсностью проживания представителей КМНС на миллионах квадратных километров и, как правило, в отдаленных труднодоступных территориях с тяжелейшими климатическими условиями. При этом государство в лице Федерального агентства гарантирует какие-то базовые стандартные права, и здесь на помощь приходят крупные ресурсодобывающие компании, которые в плане своих корпоративных отношений с представителями малочисленных народов гораздо более оперативны и гибки, более эффективны.
Действительно, в нынешнем соглашении есть мероприятия, которые уже зарекомендовали себя. Мы вместе с Норникелем за последний год провели два форума по государственно-корпоративному партнерству, которые как раз и закладывают основные стандарты для взаимодействия между государством, частным бизнесом и коренными малочисленными народами.
Во многом мы этой практикой взаимодействия разбиваем сложившийся практически во всем мире стереотип о сложности или невозможности нормального сосуществования общин КМНС и ресурсодобывающих промышленных компаний на территориях, где они пересекаются. Опыт показывает, что такое сосуществование возможно.
Например, Ямал и Ханты-Мансийский автономный округ. С одной стороны, это основные нефте- и газодобывающие регионы в нашей стране, а с другой, Ямал -центр мирового оленеводства. И вот когда стада оленей пасутся меж нефтяных вышек, и промышленные объекты не наносят ущерб традиционному образу жизни коренных народов - это яркий пример того, что компромисс возможен.
Андрей Грачев: Инструментов для выяснения того, что действительно необходимо представителям коренных малочисленных народов, очень мало, поэтому первый шаг - это этнологическая экспертиза, позволяющая понять, что реально нужно людям. С ее помощью мы составили план на основании пожеланий КМНС, этот план обсудили с главами общин, они поставили подписи, и после этого план нужно было легализовать, что мы и сделали через четырехстороннее соглашение - с коренными малочисленными народами Красноярского края, с представителями Таймыра и федеральной организации РАЙПО (?).
Для выполнения этого плана компания по предложению КМНС создала координационный совет при директоре Заполярного филиала Норникеля Николае Николаевиче Уткине. Поначалу это было всего лишь пять общин, сейчас их 58. Наверное, люди опасались, а потом увидели, что это дает реальный результат.
Для того, чтобы взаимодействовать каждый день, а не раз в месяц (на заседании координационного совета), мы изменили структуру Заполярного филиала - ввели туда отдел по работе с КМНС. Так появилась определенная матрица взаимодействия компании с представителями коренных народов.
Сейчас компания корректирует взаимоотношения с КМНС, вводя в свою политику различные новые элементы - такие как СПОС (справедливое предварительное осознанное согласие) и меры, прописанные в руководящих документах Организации Объединенных Наций. Мы учитываем передовой опыт и соответственно взаимодействуем с коренными малочисленными народами фактически ежедневно.
Координационный совет, о котором я сказал, это не то чтобы контролирующий орган. Иногда нам говорят, например, что такое-то мероприятие не актуально, давайте сделаем другое, - мы идем на это, принимаем решение, и оно реализуется. Так компания и КМНС находят компромиссы.
Благодаря Федеральному агентству по делам национальностей, его методологии, наше общение с КМНС стало более системным. Оно находится в процессе диалектического развития: от патернализма мы перешли к шефству, от шефства - к партнерству. Это очень важно. Это идеология.
Один из аспектов взаимоотношений Норникеля и КМНС - поддержка ученого сообщества в работе над сохранением языка. Один из примеров - восстановление письменности энецкого языка, этот проект компания представила на заседании ООН, он был высоко оценен, и мы гордимся этим, как и многими другими проектами.