На встречу "Момент Богомолова" собралась полная аудитория. Темой для обсуждения стала книга "Момент истины" - лучший роман о спецслужбах, по мнению, по мнению участника дискуссии писателя Владимира Березина. Опубликованная впервые в 1974-м, переведенная на десятки языков, с общим тиражом несколько миллионов экземпляров, книга продолжает издаваться огромными тиражами. Поэтому, как заметил Березин, когда речь идет о "Моменте истины" (она же "В августе 44-го"), всякая статистика быстро устаревает.
Разговор об авторе "Момента истины" и "Ивана" меньше всего напоминал поминальный тост: собравшиеся говорили о Богомолове, как об уникальной личности.
- Когда узнаешь факты о его жизни, то начинаешь думать - а не мистификация ли все это? - восклицал Сергей Михеенков, автор книги в серии ЖЗЛ "Писательская рота", где есть очерк о Богомолове. Писатель часто по-разному заполнял анкеты с автобиографией: он то вдруг опровергал известные факты о самом себе, то придумывал небылицы. Например, как осенью 1943-го он стремился первым выйти на берег форсируемого Днепра - но не смог, потому что спасал сейф с документами, неожиданно ушедший на дно…
Это был действительно уникальный сочинитель: реальные документы в тексте романа так сплетены с сочиненными, что их не отличишь от реальных. Исключительный мастер композиции - он умел сначала растянуть сюжет, раскрывая личности героев, а потом вдруг погнать его вперед и в последних главах мерять время уже на часы. При этом - болезненно-скрупулезный в подборе фактов, до исступления требовательный и строгий в работе с редакторами и продюсерами. Непоколебимый, как скала, в том, что считал правильным, и снявший свое имя с титров "Иванова детства" и "В августе 44-го", недовольный работой съемочных групп…
- В прозе, которую писали Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Борис Васильев сплелись в удивительный клубок, с одной стороны, ощущение победителя, а с другой - ощущение потерянности, - говорил на встрече главный редактор "Роман-газеты" писатель Юрий Козлов. - В этом сила лейтенантской прозы - когда все человеческие качества проверяются смертью.
Поговорить о "прозаике-лейтенанте" Борисе Васильеве в соседний шатер пришли приемный сын писателя Петр Васильев, кинокритик Денис Горелов, Лидия Майорова и Анна Сучкова - сопредседатели Всероссийских Васильевских чтений.
- Фильмы о войне - важнейшие для Васильева-сценариста, - начал встречу Денис Горелов. - Васильев, а вместе с ним и режиссер Станислав Ростоцкий умели дернуть за струны души, знали, как взять зрителя за живое. Оба воевали, были ранены.
70-е, когда был снят фильм "...А зори здесь тихие" - это, по словам кинокритика, время "романтического" осмысления войны, когда все герои погибали юными и по ходу сюжета вспоминали довоенную жизнь. Слезу из зарубежных зрителей фильма, проигравшего в финале "Оскара" "Скромному обаянию буржуазии" , выдавливали цветные флэшбеки с романами главных героинь.
- А я, например, до сих пор не могу спокойно смотреть сцену, когда старшина Васков говорит незадолго до конца фильма двум оставшимся в живых девушкам казенные, казалось бы, слова "Товарищи бойцы! Противник, вооруженный до зубов, движется в нашем направлении…", - признался Денис Горелов.
В России продолжают помнить автора - оставившего нам более 100 произведений разных жанров и о разных эпохах. Петр Васильев, создатель Музея-усадьбы писателя в Солнечногорске, единственный хранитель творческого наследия Бориса Васильева, объяснил такую творческую плодовитость железной, "офицерской" дисциплиной автора, жившего по часам, по строгому графику, позволяющего ему выполнять задуманное на каждый день.
Лидия Майорова и Анна Сучкова, организаторы ежегодных Всероссийских Васильевских чтений, рассказали собравшимся о своей идее - творческом конкурсе среди школьников на лучшее произведение, рассказ, эссе, сочинение, рисунок по прозе Бориса Васильева, художественное чтение его произведений. Десятые, юбилейные Всероссийские Васильевские чтения пройдут в этом году под темой "Необычайный Человек и Писатель - Борис Васильев".
- Васильев в каждой вещи ставит героев перед моральным выбором - останешься ты человеком или нет, - подчеркнула сопредседатель Васильевских чтений Анна Сучкова. - Родину любить не научишь, но покажи хотя бы пример такой любви.