В Доме Остроухова проходит выставка по сказке Пушкина

Выставка по сказке Пушкина в Доме Остроухова - это урок в картинках: из реальных исторических редкостей тут - издания "Сказок Пушкина" прошлого и позапрошлого веков, выпущенных Солдатенковым, Ступиным, советскими издательствами, старинная посуда... А все остальное - рисунки, офорты, скульптуры, фотографии. И это выглядит единым произведением изобразительного искусства, делящимся на отдельные вещи и серии. И ты, рассматривая их, иной раз забываешь, что находишься на концептуальной экспозиции.
Центральный образ выставки - море житейское, которое нужно преодолевать героям сказки.
Центральный образ выставки - море житейское, которое нужно преодолевать героям сказки. / Сергей Михеев

Ее центральный образ - море. Море житейское, которое нужно преодолевать героям сказки, - и свободная стихия, откликающаяся на происходящее с главными героями. "Состояния моря" - инсталляция Елены Ионовой - открывает основную часть выставки. На нескольких экранах то самое море из сказки - синее, потемневшее, слегка разыгравшееся, почерневшее...

В работах современных художников мало сказочности, но много драматизма.

Константин Батынков черной тушью набрасывает на бумагу жесткие экспрессивные сюжеты с гротескными персонажами и неизменной рыбой рядом. Серия Игоря Олейникова - беспощадно назидательная.

Старик и старуха безнадежно смотрят на тебя, стоя на фоне развешанной на веревке рыбы, старик, размахивая руками, доказывает что-то все тому же темно-серому холодному морю, старуха-царица пьет из золотой чаши. Рыбка от рисунка к рисунку растет - и, наконец, превращается в золотую акулу, возвращающую к самому началу ненасытную старуху, которая, обхватив седую голову, вновь сидит на крыльце избушки... с золотым царским перстнем на пальце.

На выставке многие впервые узнают, что старуха хотела стать и "римской папою" (Пушкин выбросил этот кусок в последний момент), - и скульптор Юлия Устинова изобразила ее в виде прыгуньи с вышки в папской шапочке в деревянное корыто.

Волшебные метаморфозы вокруг "Золотой рыбки" ещё в XIX веке заинтересовали мастеров балета, но самая первая постановка оказалась и самой скандальной. Музей Большого театра поделился с ГМИРЛИ набросками костюмов к балету Артюра Сен-Леона. Перед нами на картонах неизвестного художника вместо старика и старухи - хлопец в вышиванке, казачка в сорочке и монистах. Действие шло на берегу Днепра, в балете летал ковер-самолет, вырастал алмазный дворец и плескались русалки.

Этюды Коровина к "Золотой рыбке" Горского 1903 года - "Сад царицы", "У старухи-дворянки", эскизы к костюму Золотой рыбки-Екатерины Гельцер... "Напоминает былые дни старой России" - это цитата из рецензии "Нью-Йорк таймс", посвященной балету "Золотая рыбка" на музыку Черепнина, который шел в Нью-Йорке в 1937-м в декорациях Судейкина. Усматривали в образе старухи символ госмашины, которую засбоило, а в музыке слышали море - то присмиревшее, то разбушевавшееся.

"Безграничная жажда власти приводит к разбитому корыту, а любовь и преданность способны воскрешать", - это уже взгляд Тимура Хайруллина, одного из кураторов выставки. Уроки любви и преданности ждут зрителей на первом этаже - тут россыпь иллюстраций к разным сказкам Пушкина из частных коллекций: Маврина, Кустодиев, Ротов, Ватагин...