10.06.2024 10:57
Поделиться

Как пройти лечебную процедуру в музее декоративного искусства

Может ли живописное полотно оказать лечебный эффект? Автор экспозиции "Трансформация цвета", профессор кафедры неврологии и нейрохирургии РНИМУ имени Пирогова Мария Гусева уверена, что да. Помимо медицинской специальности, Гусева - профессиональный художник, эксперт по арт-терапии, и выставка ее абстрактных полотен, развернутая сейчас во Всероссийском музее декоративного искусства, наглядное подтверждение высказанному тезису.

- Понятно, что исцелить, например, от рака или рассеянного склероза созерцанием полотен нельзя, - говорит она. - Но поддержать организм, психику пациента, снять негативные эмоции или тревогу, уменьшить степень агрессии, улучшить концентрацию внимания, дать ощущение визуального комфорта - можно.

Позволяю себе усомниться: я понимаю, как действует арт-терапия, когда пациентов вовлекают в рисование их собственных страхов или, наоборот, мечтаний. Понимаю, как может создать нужное настроение чтение художественной литературы или просмотр фильмов, спектаклей. Но созерцание цветных абстракций?

Мария поясняет:

- Есть такое понятие - саккады. Это мелкие движения глаз, когда человек рассматривает какой-либо предмет. Физиологическая норма этих движений - когда взгляд сосредоточивается на созерцании природы, огня или, к примеру, старинной архитектуры с ее округлыми, текучими формами. Саккады, когда человек смотрит на экран или некую гомогенную поверхность (бетонная стена, белый потолок, поток автомобилей) не являются физиологической нормой.

А теперь представьте: человек лежит в больничной палате после операции. Или просто в тяжелом состоянии, когда не может держать в руках кисть или карандаш. Для таких случаев нами и разработана методика пассивной арт-терапии. Да, это созерцание психотерапевтических полотен, в данном случае картины работают как "цветовые таблетки".

Интересно, что по оценкам доктора Гусевой далеко не все, даже гениальные художники, могут создавать картины с терапевтическим эффектом. Она рассказывает такой случай: пациентка после тяжелых процедур, связанных с онкологическим лечением, попросила убрать из ее палаты нежный акварельный натюрморт, на котором были изображены белые розы с зеленоватым отливом. "Мне в них лица утопленников видятся", - говорила она.

А на выставке в Музее декоративного искусства зрителя привлечет инсталляция "Памяти завода "Красный май": разлетевшиеся, словно от взрыва, куски черного стекла, миниатюрная рубиновая звезда (известно, что на этом, закрытом сейчас, заводе в свое время делали звезды для кремлевских башен), наивная стеклянная вазочка, словно из бабушкиного серванта…

Желтый цвет стимулирует зрение, зеленый снижает артериальное давление. Голубой воздействует на воспаленные лимфоузлы, а синий укрепляет иммунитет

- Ничего терапевтического в этой инсталляции нет, - поясняет Гусева. - Это - мироощущение человека в состоянии стресса, фрустрации. Наша задача - вывести его из этого состояния вот в такое. И она показывает на картину напротив, где переливы розовых и оранжевых линий ласкают взгляд.

Мне, впрочем, больше нравятся полотна в холодных, синевато-серебристых или сиреневых тонах. Мария Гусева уточняет: а у вас какие-то страхи имеются?

- Да, - говорю, - работу, например, боюсь потерять.

- Вот поэтому вы и тянетесь к этим оттенкам, - замечает арт-терапевт. - У человека вырабатывается определенная связь между характером цвета и его воздействием. Например, красный - создает приподнятое настроение, но быстро утомляет нервную систему, повышает артериальное давление, учащает дыхание; считается также, что он стимулирует деятельность надпочечников. Оранжевый - способствует хорошему настроению, создает праздничную атмосферу, нормализует аппетит. Желтый - стимулирует зрение, нервную систему, он также обладает бактерицидным действием, способствует лучшему обучению, расширению общения. Зеленый - снижает артериальное давление, повышает слух, дает отдых глазам, снимает усталость. Голубой - воздействует на воспаленные лимфатические узлы, создает впечатление прохлады и покоя, успокаивает нервную систему, повышает трудоспособность. Синий - придает жизненную силу, снимает температуру, успокаивает нервную систему. Фиолетовый - расслабляет психику, он способствует созерцанию и раздумьям. А еще усиливает сопротивление организма к болезням, укрепляет иммунитет.

Среди тонких колористических композиций Марии Гусевой есть работа, написанная яркими, открытыми красками, похожая больше на аппликацию, чем на живописное полотно. Меня она, признаться, скорее раздражает, чем радует.

- Это потому, что человек не в состоянии долго смотреть на открытые цвета, - поясняет Мария. - Есть такое понятие: количество цвета на единицу площади. Но такие работы важны в случае, если нам надо вытащить пациента, например, из длительного состояния "пережевывания" своего диагноза в иное, более креативное состояние. В этом случае у человека возникают новые межнейрональные связи. Мы не можем подсчитать количественно, как это происходит, но оно работает. Человек общается с окружающим миром с помощью органов чувств. Поступающие в мозг сигналы формируют окончательную информационную картинку, которая используется нами осознанно. Но существует и другой тип восприятия мира - на уровне нейронов головного мозга. Все они, так или иначе, реагируют на внешние электромагнитные воздействия, включая энергетические импульсы из информационного поля. Мозг откладывает анализ данной информации потому, что ее осознание потребовало бы на обычном физиологическом уровне огромных энергетических затрат. Для этой цели нейронами - своеобразными "глушилками" - используется медиатор: серотонин. Поскольку серотонин вырабатывают нейроны, осуществляющие передачу информации от глаза в зрительные центры, при соблюдении правильного режима "сон - бодрствование" ночью нагрузка у них практически нулевая. В результате у мозга человека появляются условия для анализа ранее заглушаемой информации.

Цвета влияют на организм за счет определенной длины волны. Эмоциональное воздействие цветов может быть повышающим настроение или успокаивающим, о чем я уже говорила. Исходя из этих соображений, надо учитывать оформление больничных стационаров, палат, кабинетов приема.

- А сейчас это учитывается?

- К сожалению, практически - нет. Основная масса дизайнеров (или ремонтных рабочих, что бывает чаще) использует цветовые линейки для подбора красок, исходя не из "полезности" цвета, а из совершенно других установок. Поэтому большая часть помещений перенасыщена коричнево-серо-бежевой гаммой, что негативно влияет на астенизированного человека, вынужденного длительно пребывать в замкнутом пространстве.

Второй негативный момент - использование в медицинских учреждениях избыточного количества белого "казенного" цвета, больших объемов визуально агрессивных элементов (жалюзи, повторяющиеся двери в длинных коридорах, перегородки и т.п.). Эти гомогенные и агрессивные поля считаются наиболее опасными для глаз. От равномерно расположенных на поверхности элементов рябит в глазах - и это не просто невыразительно эстетически, это опасно для здоровья. На голой стене глаз "скользит". На агрессивных полях (жалюзи, одинаковые ряды балконов, реек заборов) глаз "не уверен", какой конкретно элемент он фиксирует в данный момент.

Стрессовая обстановка на работе, психологическая усталость, наваливающаяся из-за жестких временных сроков, экраны компьютеров, создающие монотонное видеоинформационное поле, безликие помещения - все это подтачивает зрительную систему и здоровье в целом.

- А какие художники, по вашей оценке, наиболее психотерапевтичны?

- Клод Моне. Вообще импрессионисты. Но не все - Ван Гог, например, ни в коем случае. Из российских, конечно, Коровин, Грабарь, Врубель - у них прекрасное дробление цвета. И никак не передвижники. Никак не Рембрандт: полотна этих великих мастеров перенасыщены багрово-коричневыми, земляными тонами и не оказывают лечебного воздействия.

Справка "РГ"

Мария Евгеньевна Гусева, эксперт по арт-терапии Ассоциации междисциплинарной медицины, кандидат медицинских наук, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, член Союза художников России. Ее работы находятся в частных и корпоративных коллекциях, музеях России и других странах мира. А методика пассивной и активной арт-терапии применяется в 25 лечебных учреждениях нашей страны.