Надо отдать должное парламентариям: подобные предложения традиционно и уже практически ежегодно появляются в самый горячий период для школьников - аккурат в дни проведения экзаменов.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев в интервью "Российской газете" прокомментировал инициативу об отмене ЕГЭ, а также рассказал об изменениях, которые ждут Всероссийские проверочные работы.
Анзор Ахмедович, требования отменить ЕГЭ для вас не новость. А в этом году время вдвойне "удачное" - еще не утихли разговоры о воронежском случае, где, возможно, были нарушены правила допуска на экзамен. Будут какие-то изменения в Едином?
Анзор Музаев: Сейчас, к сожалению, идет страшная демонизация ЕГЭ. Я часто бываю в пунктах проведения экзаменов(ППЭ), мои дети сдавали ЕГЭ. Официально заявляю: у каждого есть право зарегистрироваться и стать общественным наблюдателем, увидеть все своими глазами. Специалисты ведомства готовы в этом помочь. Сейчас в глазах общества ППЭ - это чуть ли не охрана с автоматчиками, овчарками и так далее. На самом деле это обычная школа. Рамки сейчас в школах работают круглый год. К сожалению, сейчас они необходимы. Это безопасность наших детей.
Что касается разговоров об отмене ЕГЭ. Призываю всех дать детям спокойно сдать все экзамены. У них сейчас очень ответственный период. Мы контролируем соблюдение прозрачности всех процедур проведения ЕГЭ и следим за безопасностью школьников во время экзамена. Только после того, как закончится период сдачи всех экзаменов, возможно проведение экспертного обсуждения изменений в ЕГЭ. Готовы обсудить формат справедливой и прозрачной итоговой оценки знаний школьников.
Регламент процедуры досмотра школьников будет меняться, чтобы избежать неприятностей, как в Воронеже?
Анзор Музаев: Вообще, такой процедуры, как досмотр, у нас в порядке проведения ЕГЭ нет. Это все же что-то из юридической практики, когда привлекаются специальные уполномоченные из определенных структур. Но есть нерушимое правило, как в аэропорту: звенит - выложи.
Кто может контролировать действия охраны на ППЭ?
Анзор Музаев: Стать общественным наблюдателем на ЕГЭ может любой человек, в том числе, подчеркиваю, и родитель школьника. После того громкого случая у нас до сих пор нет ни одного официального заявления с жалобами. Мы видим только хайп на этой теме. Всплывают в Сети другие случаи, но официальных обращений и жалоб почему-то по-прежнему нет. Зато все политики делают громкие заявления, что беспредел надо прекратить. Начнем сейчас работу с регионами и с ассоциациями родителей. Кажется, уже пора создавать подобие "родительских патрулей". Будем массово привлекать их к общественному наблюдению
С 1 сентября 2024 года в России заработает Федеральная информационная система оценки качества образования. Что это такое и зачем?
Анзор Музаев: Это позволит следить за тем, чтобы в школах не перебарщивали с контрольными работами и различными мониторингами. Если честно, их количество - бич нашего школьного образования. А ведь нужно не только провести, но по итогам еще и заполнить кучу бумаг и отчетов, загрузить данные. Все это только увеличивает ту бюрократическую нагрузку, о которой мы часто говорим сегодня. Вроде бы, цифровизация освобождает от бумажной истории, но во многих учреждениях процессы "задваиваются".
Теперь все данные о контрольных, которые в школе проводятся, об их итогах, о результатах ВПР будут собраны в единой информационной системе. Туда же будут направляться заявки от регионов, если они захотят на местном уровне провести какую-то контрольную работу или проверку знаний. Они должны будут доказать Рособрнадзору, что все это соответствует стандарту, что такая контрольная действительно нужна. То есть все работы, кроме Всероссийских проверочных, теперь будут согласовываться на федеральном уровне.
Контрольных работ станет меньше?
Анзор Музаев: Да, с 1 сентября этого года на контрольные работы в школах не должно отводиться больше 10 процентов учебного времени. Все, что сверх этого, - нарушение, за которое последует наказание. Ответственными за нарушение этой нормы будут директора школ, руководители муниципалитетов.
Наше исследование показало, что в некоторых школах до 40 процентов времени по разным предметам уходит на всякие контрольные работы. Когда учить детей? Эти вопросы задают родители. От этого устали дети. От этого устали сами учителя. Потому что в подавляющем большинстве случаев не они придумали эти контрольные работы. Будем эту проблему решать.
В этом году решено было отказаться от ВПР по иностранному зыку. А какие изменения запланированы на следующий год?
Анзор Музаев: Все наши федеральные контрольные и экзамены постоянно трансформируются после диалогов с учителями, с учетом их мнений. Я сам в прошлом году трижды участвовал в таких дискуссиях. На будущий год решено сделать более гибкий график. У нас некоторые работы идут по 90 минут без перерыва. Это неудобно учителям и школьникам. Теперь будем делать по договоренности: чувствует учитель, что необходим перерыв - объявляет перерыв через 45 минут, нет - значит работа продолжается.