10.06.2024 12:55
Поделиться

В России начался эксперимент по маркировке ноутбуков и смартфонов

С 10 июня в России начал проходить эксперимент по маркировке ноутбуков и смартфонов. Эксперты отмечают, что это позволит ликвидировать серый рынок, но, возможно, скажется на цене гаджетов.
iStock

Из текста документа, подписанного премьер-министром Михаилом Мишустиным, следует, что маркировка ноутбуков, смартфонов и телефонных аппаратов будет проводиться с 10 июня 2024 года до 30 апреля 2025 года. Участие в эксперименте будет добровольным. Товары будут отслеживаться с помощью средств маркировки системы "Честный знак". Отмечается, что коды маркировки будут предоставляться производителям продукции на безвозмездной основе. Оператором выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

"Внедрение маркировки не скажется на доступности техники. Такой шаг сделает рынок более прозрачным, в первую очередь для потребителей", - отмечают в МТС.

Собеседник "Российской газеты" на рынке импорта электроники обращает внимание на то, что при выпуске товаров в обращение на таможне товар уже должен будет иметь маркировку.

"Соответственно импортеры или производители должны будут понести затраты на закупку оборудования и нанесение дата-матрикс. Вероятно будут какие-то задержки при выпуске товаров в обращение. К моменту завершения эксперимента будет понятно, как будет работать "запретительная касса" - механизм блокировки розничной продажи товаров, введенных в оборот с нарушениями. Надеемся, что будет позитивный эффект, но опыт маркировки на других рынках показывает, что для их обеления, несмотря на наличие маркировки на товарах, все равно требуется проведение контрольно-надзорных мероприятий с привлечением должностных лиц", - отмечает он.

Эксперимент по маркировке электроники упростит жизнь крупной рознице, но вполне может сказаться на стоимости смартфонов и ноутбуков, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"Причина понятна: маркировка - это контроль со стороны государства того, откуда попала техника на рынок. И чемоданные перевозки, серый рынок, он начнет сдуваться, технику будут изымать. Поэтому я думаю, что это регулировка рынка на руку большим игрокам. Они, не все, но многие, - за. А ряд игроков, которые возмущаются, надо понимать, что они так или иначе химичат, что-то привозят с выплатой налогов, что-то без. Их экономика построена на этом", - рассказывает Муртазин.

С 2016 года в России начали вводить дополнительную маркировку товаров, которая позволяет проследить весь путь продукции от производителя до конечного потребителя.

Главная задача маркировки заключается в том, чтобы исключить риск покупки контрафактной продукции. Бизнес, в свою очередь, получает возможность отслеживания движения товара вплоть до конечного потребителя, чтобы на основе полученной информации перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы.

Сначала маркировке подлежали только изделия из меха и алкогольная продукция. Постепенно этот перечень расширялся, и теперь маркировку необходимо наносить на молочную продукцию, воду, лекарства, обувь, шины, фотоаппараты, медицинские приборы и многие другие категории. Всего на сегодняшний день их 18 штук.

Как отмечают эксперты, механизм прослеживаемости, в свою очередь, позволяет решать и другие задачи, например, вопросы утилизации.