Когда-то повальное увлечение зубастыми началось с триллера молодого Стивена Спилберга "Челюсти", который считают предтечей всего жанра "фильмов-катастроф". Он еще сохранял все признаки большого кино - с развитой драматургией, с яркими характерами, с напряженным сюжетом и блестящими актерами. Потом кинотворцы поняли, что проще и дешевле оставить в жанре только сладостно шокирующие подробности картин рушащихся городов, тонущих лайнеров и фонтанов крови. Такие фильмы можно пересказать одной фразой: все отдыхали, а потом пришло цунами, и все, кроме главного героя, погибли; публика в восхищении.
Это кино теперь выстреливается конвейерным способом, каждый раз исправно к сезону. Триллер Йоахима Хедена The Last Breath, названный у нас "Опасные воды", выходит на российские экраны одновременно с мировыми - нечастый сегодня случай. Потому что купившие авиабилет Москва - Хургада уже выстроились в очередь к кинокассам.
Пролог фильма уносит нас в годы Второй мировой войны, когда некая подводная лодка торпедирует некий линкор "Шарлотта", и тот тонет; перед взором спасшегося было моряка мелькает серая тень акулы. А потом, уже в наши дни, беззаботная группа бывших одноклассников, празднуя каникулы на Карибах, узнает о том, что их приятель Ноа (Джек Парр - "Острые козырьки") только что обнаружил в глубинах океана остов этой несчастной "Шарлотты". И почему-то им, заядлым дайверам, понадобилось немедленно отправиться к затонувшему судну. Зачем? А - просто так, порезвиться в затопленных отсеках, продолжить там веселую вечеринку. Один из них, белобрысый владелец бара Бретт (Александр Арнольд) даже готов выложить за это удовольствие кругленькую сумму баксов.
Конечно, любое кино переполнено условностями и сюжетными натяжками, но в этом фильма авторы сценария "Опасных вод" Эндрю Прендергаст и Ник Сальтрезе так спешат приступить к своему главному аттракциону с акулами, что совсем не заботятся о психологической достоверности всей этой увертюры. Несоразмерность опасности, которую таит такая авантюра, и сомнительного удовольствия поплавать внутри ржавой посудины, бросается в глаза, ставя под сомнение все дальнейшие события.
А сомневаться будет много причин. Девицы, которые только что бездумно щебетали на суше, в критическую минуту вдруг обнаружат поразительное хладнокровие, умение остановить кровь из откушенной акулой конечности и готовность пожертвовать собственным бедром для спасения товарищей. Тем временем все выходы из затонувшего корабля сторожат бдительные акулы, а запасы воздуха быстро иссякают. Авторы громоздят ужас за ужасом, пытаясь выпутаться из безвыходной ситуации, в которую загнали себя герои и не очень заботясь о том, чтобы все это выглядело правдоподобно, актеры не в силах справиться и несообразностью происходящего и каждый эпизод играют без связи с предыдущим - как отдельный смертельный номер. К тому же обстоятельства места сильно усложнили задачу: лица персонажей скрыты под кислородными масками, фигуры в стандартном дайверском снаряжении неразличимы, и зрителю остается только гадать, кто есть кто в этой мешанине рук, ног и погруженных в полумглу бесформенных металлических конструкций.
В памяти любителей такого кино бельгийский режиссер Йоахим Хеден отметился похожим подводным триллером о выживании "Глубокое погружение" 2020 года, где две сестры решают отметить Рождество сеансом зимнего дайвинга и застревают в подводной ловушке среди норвежских льдов, не имея шансов на спасение. Причина трагического инцидента все та же: непроходимая глупость героинь, неспособных предвидеть все возможные капканы, которые таит экстремальный спорт: это было похоже на обезьяну, размахивающую гранатой. Примерно те же ощущения сопровождают просмотр нового фильма Хедена, и даже удивительно, что режиссер не способен делать выводы из собственных профессиональных ляпов. Вполне возможно, глупость его персонажей ему кажется смышленостью - так тоже бывает.