Легкость жанра (это, если только для публики, но не для актеров) сделала драматическую историю еще более гротесковой, характерной и запоминающейся. Ведь речь в ней шла о любви, и не только чувствах прекрасного рыцаря Дон Жуана к еще более прекрасной даме Донне Анне, а о любви в более житейском плане: любови к деньгам, к власти, к родственникам, к опальным творцам. Все эти темы и партитуры повествования смешиваются на сцене в клубок противоречий. Который, по всей видимости, так и не распутан до конца. То, что не удалось пока создателям, судя по жарким спорам среди публики, требующей "более четкой режиссерской проработки", предстоит сделать зрителям. Хотя вечные вопросы на то и вечные, чтобы звучать из века в век…
Такой музыкальный квест в прекрасных костюмах и декорациях эпохи создали самарские авторы Леонид Острецов и Александр Немировский. А музыку к нему написал известный российский бард с самарскими корнями Андрей Колесников. Они выставили на одну сцену двух несовместимых, на первых взгляд, рыцарей - Дон Кихота и Дон Жуана, правдоискателя и ловеласа. Воплотить же пьесу в жизнь рискнул Самарский академический театр драмы имени Горького, театр давно не певший, не танцевавший, в том виде, когда музыка и голос становятся не иллюстрацией, а главным действующим лицом. На моей памяти не только на этой сцене, но и вообще в Самаре такого не было никогда. Оперетты - не в счет, ибо академическое исполнение партий создает совершенно другой рисунок спектакля.
Так что драма шла на смелый эксперимент. "А почему бы нет?", - решил директор театра Сергей Филиппов, когда создатели пришли к нему с "партитурой". Это была не только возможность порадовать самарскую публику эксклюзивом, но и самим актерам получить новый опыт, попробовать себя в новом амплуа. А главное, через популярный жанр мюзикла поговорить со зрителями не о делах давно минувших дней, а о современности. Несамостоятельный, порой гуттаперчевый король Испании Филипп, лукавые свидетели и подкупные судьи. Да вот еще слуги доны Анны и Дон Жуана оказались и изощреннее, и голосистее своих хозяев. Бывает! А то, что некоторые песни спектакля хотелось напевать уже и после того, как опустился занавес - верный признак, что у них есть шанс стать хитами.
По словам режиссера-постановщика Джеммы Аветисян (Новосибирск), работа с творческой группой была интересной и приятной: "Авторы дали мне полную свободу действий, а это знак профессионального доверия и возможность творческого поиска для нас всех. С самарскими артистами тоже работали плодотворно, хотя они, если честно, поначалу были немного в шоке от объема нового материала, который им предстояло освоить".
Активный постановочный процесс спектакля в Самаре шел всего два месяца. И чтобы освоить вокальные партии: как сольные, так и хоровые, танцы, фехтование, работу со звукорежиссером и прочие премудрости жанра, драматическим актерам приходилось заниматься параллельно на нескольких площадках, привлекая как местных, так и столичных педагогов. И хотя "Двум благородным донам" точно есть куда расти, они уже заинтересовали не только взыскательную самарскую публику, но и экспертов всероссийского фестиваля. Только что родившийся самарский спектакль стал участником конкурса премии "Музыкальное сердце театра". Особо хотелось бы отметить филигранную работу режиссера по пластике Ярослава Францева (Москва) и художника по свету Игоря Тупикина (Санкт-Петербург).
Комментарий
Дмитрий Калантаров, генеральный продюсер фестиваля и премии "Музыкальное сердце театра"
Конкурс "Музыкальное сердце театра" - единственный российский федеральный проект, работающего с музыкальным театром на конкурсной основе во всем его многообразии: рок-опера, мюзикл, оперетта, лайт-опера, опера-драма, рэп-опера, кукольные постановки (кроме классической оперы). Он существует уже 18 лет и последние три года его финалы проходят в различных регионах страны. В Этом году его примет Самара и Тольятти с 15 по 25 ноября.