11.06.2024 07:44
Поделиться

Жители Башкирии жалуются в Госжилстройнадзор на некачественные услуги

С какими вопросами обращаются жители к инспекторам госжилстройнадзора, как в республике развивается институт старших по дому, как заставить управляющую компанию выполнять свои обязанности - об этом и многом другом мы поговорили на "деловом завтраке" с руководителем Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору Артуром Давлетшиным.
Артур Давлетшин: МКД, от которых отказываются УК, - проблема муниципалитета.
Артур Давлетшин: МКД, от которых отказываются УК, - проблема муниципалитета. / Петр Коннов

Артур Рамилевич, мы знаем, что количество обращений собственников жилья к вам зашкаливает. Как удается справляться с таким потоком и что больше всего волнует наших жителей?

Артур Давлетшин: В прошлом году получили 22 тыс. обращений, с начала этого - более 10 тыс., половина из них - по городу Уфе. Понятно, что как только какие-то блага цивилизации - свет, вода или газ - исчезают, люди сразу же начинают бить тревогу, и если не получается быстро решить проблему, то они идут к нам за защитой своих прав. Мы проверяем информацию и обязательно принимаем меры.

Более 60% вопросов касаются некачественного оказания жилищных услуг, как, например, нерабочий лифт, отсутствие ремонта в доме и так далее. 17% - жалобы на завышенное начисление платы, 15% - некачественные коммунальные услуги, 7% - переустройство инженерных сетей и перепланировку, 3% обращений поступают в рамках строительного надзора.

У нас работают 106 инспекторов, из них 70 заняты жилищным надзором, остальные - строительным. Конечно, на каждого приходится большая нагрузка, но обращения мы обязаны рассмотреть в 30-дневный срок. Кроме того, на нас и профилактические, и контрольно-надзорные мероприятия. В любом случае ни одну жалобу без внимания не оставляем и доводим до решения вопроса.

Всегда ли виноваты коммунальщики, если инженерные сети, сам дом сильно изношены? И как найти управляющую компанию для такого проблемного дома?

Артур Давлетшин: Изношенность фонда зачастую есть, но если компания с душой, со всей ответственностью относится к делу, то можно содержать дом в надлежащем состоянии.

МКД, от которых отказываются УК, - проблема муниципалитета. Администрация города или района должна провести конкурс и назначить организацию, которая будет обслуживать данный жилищный фонд. Социальную ответственность никто не отменял - если получаете доход от других домов, то этот берите в нагрузку. К концу года планируется принять закон о гарантирующей управляющей компании. Такие как раз и будут заниматься аварийными домами и теми, где собственники не хотят собираться и вместе решать вопросы.

Кстати, если и впрямь собственники инертные, не ходят на собрания, не хотят вкладываться в общедомовое имущество, то как быть?

Артур Давлетшин: Проблема, действительно, существует. Ведь всякое бывает в доме: то крыша течет, то подъезды нужно ремонтировать, то двор. Решения по всем этим вопросам должны приниматься на общем собрании. Законодательством сегодня предусмотрено и очное, и очно-заочное, и заочное проведение собраний, так как людей часто сложно собрать. Например, можно выразить свое мнение в специальном бюллетене, и оно будет учтено при подсчете голосов. Ну и цифровизация сферу ЖКХ тоже не обошла. С 2023 года активно внедряется приложение "Госуслуги Дом", где можно не только оплачивать счета, но и решать вопросы своего МКД. Чтобы воспользоваться им, достаточно иметь смартфон и доступ в интернет.

Насколько в республике развит институт старших по дому? Они помогают вам решать вопросы? Кто из них наиболее активный?

Артур Давлетшин: В свое время в Башкирии известным общественником Анатолием Дубовским был создан Центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Он организовал во всех муниципалитетах филиалы центра, а его участники как раз стали старшими по домам. Можно сказать, что движение получило довольно заметное распространение. Я сам начинал работу в жилстройнадзоре в Южном округе Республики Башкортостан: руководил территориальным отделом, курировал три городских округа и девять муниципальных районов. Тогда самые активные старшие по домам были в Салавате. Очень сильная группа людей: они раз в месяц собиралась в ГДК, куда приходил и я, и мы решали насущные вопросы. До сих пор они мне пишут. Такие люди, конечно, нужны. Проблемы решаются там, где есть диалог. Даже обращения от них - это не жалобы, а конкретные предложения.

Почему сегодня при покупке жилья собственник должен, так сказать, ногами посетить разные ресурсоснабжающие и коммунальные организации в разных концах города, чтобы переоформить на себя лицевые счета. Почему такое происходит в век цифровизации?

Артур Давлетшин: Я тоже с этим крайне несогласен. Сейчас активно внедряется Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, думаю, благодаря ей мы придем к тому, что данные будут передаваться автоматически при смене собственника.

Сегодня много желающих получить лицензию на управление МКД?

Артур Давлетшин: Да, они есть, ведь сейчас достаточно создать ООО, прийти к нам и сдать квалификационный экзамен - и все, лицензия в кармане. Мы постоянно проявляем инициативу по внесению изменений законодательства в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, говорим о необходимости ужесточить требования для получения лицензии, брать во внимание опыт директора управляющей организации в сфере ЖКХ, наличие профильных специалистов в организации, техники, офиса и т. д.

При этом хотелось бы напомнить, что лицензия выдается не бессрочно, а на пять лет. В 2023 году порядка 324 компаниям в республике мы их не продлили из-за отсутствия обязательной информации в ГИС ЖКХ и нарушения лицензионных требований. .

За подобные нарушения накладываются штрафы?

Артур Давлетшин: В ходе реформы контрольно-надзорной деятельности у нас идет уклон на профмероприятия. Если раньше сразу штрафовали, то сейчас сначала выдается предостережение в рамках профилактических мероприятий, затем в случае повторного нарушения или неустранения нарушения проводится контрольно-надзорное мероприятие, по итогам которого выдается предписание на устранение выявленных нарушений со сроком устранения, а также составляется протокол об административном правонарушении.

Вы проводите рейды по площадкам во дворах. Какое общее впечатление?

Артур Давлетшин: Такие мероприятия мы проводим по поручению Главы РБ Радия Хабирова, это его указание, ведь безопасность детскости самое важное. Уже проверено более 800 детских площадок, находящихся на территории многоквартирных домов. Порядка 300 находились в ненормативном состоянии – где-то мусор лежал, игровые элементы были поломаны, острое есть, сломанное, а все это для детей не безопасно. После рейдов пишем замечания в адрес муниципалитета и УК об устранении нарушений. Если нарушение повторяется, то обслуживающая организация наказывается штрафом. Часто детские площадки проверяем совместно с Прокуратурой. В этом вопросе мы едины.

Ключевой вопрос

При Архитектурно-строительном институте УГНТУ появилась кафедра Госкомитета РБ по жилстройнадзору. Вы готовите кадры для себя?

Артур Давлетшин: Действительно, мы создали базовую кафедру Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору и корпоративную магистратуру "Строительный контроль и экспертиза объектов капитального строительства". Имеются бюджетные места и целевые направления. Сегодня назрела такая необходимость. У нас есть костяк специалистов, но им нужно растить смену, к тому же задач становится все больше. Я сам непосредственно доцент кафедры, преподаю там, сотрудники госкомитета тоже. И, конечно, мы ведем профориентационную работу среди студентов, приглашаем к себе. В целом прошедшие обучение смогут возглавить направление строительного контроля в любой соответствующей организации.