11.06.2024 09:35
Поделиться

Как заработать на страсти людей к викторинам

Сфера развлечений периодически обогащается новыми форматами. Некоторые проходят пик и сходят на нет, другие укореняются. Так, некогда были очень популярны антикафе, а до них - интернет-кафе, оставшиеся только в виде реликтов. При этом последние полтора десятилетия нарастает востребованность барных квизов. Это интеллектуальные (иногда весьма условно) игры, организацией которых занимается местный малый бизнес.

Нынешней весной в Ростове-на-Дону даже провели фестиваль квизов, где участники могли поочередно сыграть во все существующие в городе викторины. Этот формат досуга в равной мере заимствованный и отечественный. Собственно, первые игры с ответами на вопросы стали проводить в британских пабах. На Западе вообще давние традиции телевизионных, а ранее - радиоквизов. В России к этому времени уже существовали игры "Что? Где? Когда?" (ЧГК).

Игра, придуманная советским телережиссером Владимиром Ворошиловым, уже к концу 1980-х вышла за рамки ТВ и стала движением. Так, клубы знатоков из разных городов проводили телефонный чемпионат СССР, одновременно отвечая на одни и те же вопросы. Появление интернета упростило организацию синхронных соревнований. Параллельно проходили очные межрегиональные, а впоследствии и международные турниры. Например, в ЮФО в разные годы проводили фестивали в Астрахани, Волгограде, Волжском, Ростове-на-Дону, Ейске, Краснодаре, Анапе и Сочи. Некоторые существуют по сей день, являясь частью программы событийного туризма в своих субъектах.

Схема простая: вопросы готовят редакторы, которые за свою работу получают деньги; команды платят оргвзносы за участие. Как правило, стандартный турнир состоит из 36 загадок. В сравнении с другими интеллектуальными играми ЧГК стоит дешевле, в среднем 600 - 900 рублей с команды. Все-таки это гораздо в большей степени спорт, чем развлечение. Ближе к шахматам и шашкам, чем к караоке.

- Чтобы результаты турнира пошли в рейтинг, нужно получить лицензию Международной ассоциации интеллектуальных игр. Обязательных платежей там нет, но можно добровольно перечислить какую-то сумму на поддержание сайта, - рассказывает "РГ" редактор из Краснодара Илья Кукушкин. - Организаторы платят только авторам, средние расценки - 800 - 1500 рублей за вопрос. Некоторые пишут и для квизов, там дешевле. Можно один пакет вопросов использовать для турниров, которые проходят в одни даты в разных городах, и получить двойной гонорар, например, один из Москвы, второй из Калининграда. При этом предупреждаешь заказчика, что собираешься сделать так. Обычно никаких возражений не возникает. Есть люди, которые только этим и зарабатывают, они пишут по три-четыре пакета в месяц.

В обязанности редактора входит не только подготовка вопросов и проверка фактуры, но и тестирование результата на фокус-группах с последующей доработкой. Если мы посмотрим на расписание синхронно проходящих турниров, то увидим довольно серьезную конкуренцию. Каждую неделю русскоязычным знатокам предлагается 10 - 15 вариантов для отыгрыша. Первые десятилетия аббревиатура ЧГК и полное название "Что? Где? Когда?" свободно использовалась на всех соревнованиях в этой игре. Но недавно телекомпания "Игра-ТВ", занимающаяся съемками культовой передачи, зарегистрировала авторские права. Так что сейчас желающие провести турнир под всем известным брендом должны получить согласие правообладателя. Не согласные с этим находят выход в эвфемизмах типа "игра в вопросы и ответы" или "основная дисциплина". Впрочем, в среде знатоков это уже вполне понятные кодовые слова.

Пандемия подстегнула технический прогресс и, в том числе, проведение интеллектуальных игр. Сегодня существует сразу несколько платформ, на которых команды, даже собранные из жителей разных городов, могут играть онлайн. К обычной стоимости турнира такие сайты прибавляют комиссию 600 рублей. Зато командам не нужно беспокоиться о поиске помещения и ведущего: вопросы им прочитают с экрана ноутбука или же телефона.

Собственно барные квизы сегодня есть во многих региональных центрах и даже городах поменьше. Вариантов досуга для взрослого населения за пределами столиц не так много. А тут почти каждый вечер можно выбрать какую-то викторину.

Многие вопросы по факту попадают сюда из базы ЧГК (постоянно пополняющийся специальный сайт с десятками тысяч загадок находится в свободном доступе). Но авторы пишут для квизов специальные вопросы с использованием мультимедийных средств. Участие здесь заметно дороже, чем в "спортивке", - 500 рублей с человека. Но популярность выше, потому что сами турниры заметно легче.

- Я отдал 15 лет работе в городской думе, и мне стало просто скучно. Какое-то время совмещал хобби с основной работой, а потом решил стать индивидуальным предпринимателем и уйти в интеллектуальные игры, - говорит автор самого старого квиза в Волгограде Матвей Коновалов. - Я на тот момент уже понимал, куда иду: у меня были договоры о проведении корпоративных игр с промышленными предприятиями. Сейчас идут переговоры с центром "Мой бизнес" об организации квизов для них. Все вопросы я готовлю сам, пробовал привлекать авторов со стороны, но мне не понравилось. Провожу одну-две игры в неделю: в центре Волгограда и в Красноармейском районе, а также в Волжском и Камышине. Еду туда, куда зовут. Несколько раз проводил игры в Москве.

При этом Коновалов обеспечивает не только посещаемость кафе, где проходят игры, но и подработку для диджея, фотографа, прочих помощников. В зависимости от количества участников может потребоваться от одного до пяти человек.

Но как быть, если не хватает времени на сочинение контента, а хочется заняться проведением игр? Есть вариант - купить франшизу. Сейчас их немало, рассчитаны они на разную аудиторию.

- Первый раз услышал об одном из местных квизов в 2017 году. Сходил на игру, получил много положительных эмоций, решил сделать свою команду. В прошлом году принял решение вместе с товарищем взять франшизу. Понравились вопросы, дизайн, - говорит организатор игр в Волгограде Максим Иванов. - Что касается прибыли, то сейчас мы находимся в начале пути. Партнеров ищу сам, связываясь с руководством или отделом маркетинга. На каждой игре мы рассказываем о спонсорах, посвящая каждому отдельный слайд в презентации, также при опубликовании результатов даем ссылку на официальную группу партнеров и говорим спасибо.

Приходится договариваться и с заведениями общепита. Тут обычно взаимный интерес: одним нужно место, вторым - посетители. Кафе и рестораны выбирают по принципу удобного расположения, а также по отзывам.