Десятилетний Эзра преподаст нам урок гуманизма

В российский прокат выходит фильм "Папа"
Фильм, названный именем главного героя "Эзра", у нас выходит под названием "Папа", что неосмотрительно. Дело в том, что десятилетний Эзра - из тех, кого называют аутистами, и как раз он, а не его папа Макс, в центре внимания авторов. К тому же вскоре на экраны выйдет еще и "Папуля" - как бы не перепутать.
Партнером маленького Уильяма Фицджералда стал Роберт Де Ниро. Правда, Уильям такого актера раньше не знал.
Партнером маленького Уильяма Фицджералда стал Роберт Де Ниро. Правда, Уильям такого актера раньше не знал. / Кинопоиск

Уникальная особенность фильма: роль маленького аутиста Эзры играет аутист Уильям Фитджеральд, которого отобрали из более сотни нейроотличных детей. Аутисты были принципиально включены и в съемочную команду: "Мы хотели привлечь сообщество аутистов к рассказу об этой истории, - рассказал порталу Yahoo Entertainment режиссер фильма Тони Голдуин. - Один из наших продюсеров - сам аутист, и он каждый день был на съемочной площадке, помогал нам, консультировал. Были и актеры, о которых вам необязательно знать, что они нейроотличны, но это так".

Аутизм маленького героя, по фильму судя, сомнительный: мальчуган просто не любит есть металлическими ложками, требует пластик. С пяти лет читает "Нью-Йорк таймс" - стало быть, наоборот, продвинутый. Не любит, чтобы его обнимали, - а кто ж это любит, когда без спросу! И заводит скандалы в школе - а кто ж их не заводит! А так прелестный ребенок, смышленый, не по годам эрудированный, цитирует фильмы и любит нарядиться динозавриком - кто ж этого не любит!

Вот с папой действительно беда. Он стендап-комик. Судя по его выступлениям, неважный, и если публика хохочет, то явно по сигналу помрежа. Он берет на свои шоу в ночных клубах малыша Эзру и делится со сцены семейными проблемами, хотя они совсем не смешны. Он мечтает попасть в большие национальные телешоу, и в импресарио у него сама Вупи Голдберг. Но пока его преследуют неудачи: он в разводе с женой, у которой новый любовник, и кому теперь опекать любимого сына Эзру, непонятно: и мама Дженна, и папа Макс тянут ребенка к себе.

Врачи утверждают, что мальчик требует специального лечения, папа из-за этого приходит в ярость, устраивает скандалы с членовредительством и все время попадает в поле зрения полиции. А однажды просто похищает малыша и везет его, перепуганного, тайком от мамы на свои гастроли в соседних и дальних штатах. Так что кому из героев картины требуется лечение, еще неизвестно; впрочем, подробности душевных взрывов и безумных решений персонажей см. в фильме.

В человеческом мире нет "нормы". То, что кажется странностью, может оказаться особым даром

Происходящее до поры интригует, характеры заявлены крутые, и очень хорош дебютант Уильям Фицджеральд в роли Эзры. "Он честен, харизматичен и уязвим, - говорит о маленьком актере Бобби Каннавале, играющий неуравновешенного папу. - И он действительно очень хороший партнер". Но стремление к абсолютной натуральности сыграло с авторами злую шутку: как бы неадекватный Эзра у нейроотличного актера получился самым адекватным персонажем из всех. Что придает фильму не предусмотренный сценарием смысл.

Сценарист Тони Спиридакис, лично пережив такую же драму с ребенком-аутистом, писал фактически о себе, нещадно гипертрофируя градус отцовских терзаний и оправдывая все отцовские безумия самозабвенной любовью к маленькому существу с его хрупкой психикой.

Режиссер Тони Голдуин и актер Бобби Каннавале внесли свою мощную эмоциональную лепту, в результате за такого экранного папу постоянно страшно - что он еще учудит. И особенно страшно за его окружение - за врачей, пытающихся его урезонить, за маму, непонятно что нашедшую в этом вечно агрессивном субъекте, за попавшуюся под руку мебель и за беззащитного мальчика, растерянного и, что совершенно естественно, замкнувшегося в себе.

Кроме Вупи Голдберг, в этом звездном фильме снялись Роуз Бирн (мама Дженна), Вера Фармига в эпизодической роли давней возлюбленной папы Макса и неувядающий Роберт Де Ниро в роли его отца, дедушки Эзры Стэна, тоже беззаветно любящего внука и за него переживающего.

Стэн - человек с богатым прошлым: был поваром в ресторане, теперь служит швейцаром, но живет в хорошем доме на пленэре, наблюдая за семейной драмой как бы со стороны. Де Ниро - из той плеяды актеров, что уже своей харизмой сообщают фильму надежность и вескость высказываниям, пусть самым банальным. Роль для деда не прописана, ее нет, но само присутствие большого актера и содержательной личности на экране, несомненно, привлечет зрителя к его новому фильму. До зерна роли актер добирается только ближе к финалу, когда его герой признается сыну Максу в недостатке отцовского внимания.

Сцена, как все в этом фильме, где явный перебор по части самокопания, написана преувеличенно сентиментально, почти слезливо - что для столь личного высказывания сценариста, повторяю, естественно. Но мудрость, которую в полном интеллектуальном вакууме играет Де Ниро, приходит в конфликт с банальностями, которые он изрекает.

Несмотря на разочаровывающий финал, фильм безусловно стоит внимания - как слепок расхожей семейной драмы и как своевременное напоминание: в человеческом мире нет и не может быть "нормы". То, что иным кажется странностью, на самом деле окажется особым даром. В конце концов любой талант - отклонение от нормы, явление штучное и неповторимое. И в этом смысле углубленный интерес, который мировое кино теперь проявляет к нейроотличным людям, - знак нового гуманистически ориентированного времени.