Конкурс "образов России" - патриотичных, умных, понятных, своих - хорошая идея, задуманная не как мера противодействия "грязи, которая льется на головы наших детей", а как мера поддержки, пояснила вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова.
Сегодня в любом торговом центре можно наблюдать изобилие образов очень далеких от тех, что у нас ассоциируются с Россией, сетует она, а в брендах даже российского производства преобладает латиница и далекий от всего родного визуал.
По мнению Анны Кузнецовой, ребенок, вырастающий среди чужих образов, рано или поздно спросит: "Где моя Россия?"
Из этих печальных наблюдений и родилась договоренность с Минпромторгом о внедрении в производство товаров с патриотичными российскими символами.
Начали со школьных тетрадок, на которые решили поместить историю легендарного в зоне СВО экипажа танка "Алеша", победившего в бою 8 единиц бронетехники противника.
"Первый тираж тетрадок с "Алешей" был раскуплен буквально во время производства, - рассказала Анна Кузнецова. - Второй ушел на сувениры, тоже не дойдя до прилавков. И только спустя несколько месяцев тетрадки попали в магазины".
Спрос на них показал, что надо "идти дальше", превращая в товарные бренды великие достижения русской культуры, науки, космических исследований, имена Суворова, Кутузова, Александра Невского.
"Честно скажу, на полках магазинов я ни одного из этих образов не встретила", - отметила Анна Кузнецова.
Решили провести конкурс визуальных образов по 10 номинациям: "Родина-мать", "Россия как цивилизация", "Народ-победитель", "Первые в космосе", "Выдающиеся люди", "С чего начинается Родина?", "Сила в правде", "Традиция побеждать" и др. Главным оператором в деле потребительского патриотизма стало Роскачество.
Руководитель Роскачества Максим Протасов подтвердил рост интереса к местным товарам.
Есть тренд на регионализацию и потребительский патриотизм, отметил Максим Протасов на презентации проекта, обратив внимание на то, что покупать российскую продукцию сегодня настроены 75 процентов россиян, а региональную - 54 процента".
Но конкуренция, по его словам, требует, чтобы патриотические визуальные образы ее выдерживали. А для этого они должны нести важные смыслы, быть незаезженными, оригинальными, современными. Он уверен, что при подведении итогов запущенного в День России конкурса художественная выразительность, оригинальность манеры, дизайн и графические смыслы должны играть ведущую роль.
"В последнее время мы не ходим в непатриотической одежде, - рассказал о предпочтениях своих друзей и сотрудников директор ООО "Реадовка.ру" Алексей Костылев, пришедший на презентацию проекта в кителе ("Это более "наш" вариант одежды по сравнению с пиджаком").
Он считает, что конкурс не только должен быть площадкой для обмена мнениями, но и создавать возможность настоящего наступления на магазинные полки книг и одежды. Пока же, по его мнению, мы еще переживаем "момент удивления и испуга" и тетрадкам с изображением танкового экипажа "Алеша" скорее поражаемся, чем принимаем их за что-то обычное и необходимое.
"Мы начали с самого понятного, со школьных тетрадок, - говорит статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, - и столкнулись с огромным спросом на патриотическую символику во многих регионах".
Сейчас, по его словам, идет проработка вопроса о том, чтобы не были нарушены ничьи авторские права, а также собирается серьезный экспертный совет, включающий в себя самых разных специалистов от представителей Минобороны до телеканала "Звезда" и Студии военных художников им. М. Б. Грекова.
По мнению директора Студии военных художников им. М. Б. Грекова Татьяны Самарской, студия обладает сегодня самым большим количеством военно-патриотических изображений, а работа с тетрадями про танковый экипаж "Алеша" показала, что она по-настоящему интересна художникам.
"Я надеюсь, что мы закладываем традицию на много лет вперед", - подытожила презентацию проекта Анна Кузнецова, подчеркнув, что, если идея "живая", она имеет свойство обязательно воплощаться.