По данным Росстата, инфляция в УрФО остается ниже, чем в целом по стране, но все равно она почти вдвое превышает целевые 4 процента: в апреле было 7,42, в марте - 7,43, в феврале - 7,08. Главной причиной годового роста цен, по мнению аналитиков, стал высокий внутренний спрос, который продолжает опережать предложение, а также возросшие издержки производителей и поставщиков на оплату труда, логистику, топливо, электроэнергию. Так, инфляция в продовольственном секторе достигла 7,83 процента, заметно за последние 12 месяцев подорожали питьевое и сгущенное молоко, сметана, сливочное масло, кондитерские изделия. Цены на непродовольственные товары в апреле оказались на 6,09 процента выше, чем годом ранее, во многом за счет удорожания мебели, одежды, белья, электротоваров. Продолжают терять свои преимущества подержанные иномарки в связи с изменением с 1 апреля 2024 года порядка уплаты утилизационного сбора. Годовой прирост стоимости услуг довольно высок, 8,58 процента, хотя по сравнению с мартом подорожание замедлилось на процент: на общих цифрах сказались распродажи авиабилетов и удешевление аренды однокомнатных и двухкомнатных квартир.
Самая низкая годовая инфляция в УрФО отмечена в Югре - 6,76 процента, из-за установленных предельных торговых надбавок на социально значимые товары. Самая высокая - в Зауралье, 8,01, чему причиной слабая конкуренция на рынках при поднявшихся зарплатах. По изменению темпа роста цен впереди Тюменская область - плюс 0,85 процента, антагонистом в этом плане выступает Челябинская - всего плюс 0,54.
Наша страна к таргетированию инфляции перешла одной из последних, в 2014-м. Большинство развитых экономик старается держать ее в диапазоне 2-3 процента, развивающиеся - на уровне 3-5. Добиваться нулевого показателя не имеет смысла, считают специалисты: многие рынки придут в состояние дефляции, что зачастую более опасно. Когда цены падают из месяца в месяц, человек думает: "Зачем покупать сейчас? Подожду". В итоге производители вынуждены сокращать выпуск, увольнять часть персонала. Именно такие риски прослеживались во время пандемии.
Основная задача денежно-кредитной политики - сгладить циклические колебания в экономике. Когда она перегревается, активно растут потребление, кредитование, инвестиции, но при этом растут и цены, возникают риски финансовых "пузырей". При спаде кредитование, потребление и инвестиции сокращаются, снижается занятость, но замедляется и инфляция. Если внутренний спрос выше предложения, ключевая ставка поднимается, и наоборот.
Сегодня цены растут уже медленнее, чем осенью 2023 года, но "для возвращения к цели потребуется более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий, чем прогнозировалось ранее", говорится в решении совета директоров Банка России от 7 июня. Почему такой большой разрыв между регистрируемой инфляцией и ключевой ставкой? Дело в том, что мегарегулятор учитывает не только изменение стоимости товаров и услуг за последние 12 месяцев, но и ежемесячные темпы. В третьем квартале 2023 года, к примеру, они были высокие - 15 процентов, потом случилось замедление, а в апреле-мае 2024-го показатель вернулся к шести процентам. В индекс потребительских цен включено 560 позиций, удорожание или удешевление некоторых может быть связано с сезонностью продаж, неурожаем, другими факторами - на кратковременные всплески аналитики не реагируют. Но когда дорожает много товаров и услуг, это влияет на инфляционные ожидания населения и предпринимателей.
Обычно людям кажется, что на витринах цифры изменились более существенно, чем это есть на самом деле, потому что они ориентируются на конкретные случаи (вспомним историю с куриными яйцами) и не запоминают, когда происходило снижение или стабилизация. По данным компании "ИнфоМ", которая проводила соцопрос по всей России, в мае 2024 года граждане оценили свои инфляционные ожидания в 11,7 процента. Предприятия в ходе мониторинга, организованного ЦБ, отвечают на вопрос не о прошлом, а о будущем: как быстро, по их мнению, повысятся отпускные цены на их продукцию в ближайшие три месяца? По последним данным, наиболее заметно этот параметр увеличился в производстве промежуточных товаров (используются для производства других, не продаются конечным потребителям), логистике, торговле, электроэнергетике и водоснабжении, но бизнес выглядит большим оптимистом, чем граждане: в среднем по экономике он ждет роста цен всего на пять процентов.
Несмотря на высокую ключевую ставку и свои "инфляционные ощущения", предприниматели не снижают инвестактивность: в первом квартале 2024 года рекорд за последние 12 лет побили обрабатывающие производства, торговля и сфера услуг. Кроме того, активно идет капитал в АПК, сферу перевозок и хранения товаров.
- В 2023-м корпоративный сектор получил рекордную прибыль, на уровне 33 триллионов рублей. Это создает хорошую основу для реализации инвестпроектов, в том числе за счет собственных средств, - пояснил "РГ" Кирилл Тремасов, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России. - Что касается заемных, то для многих предприятий действующие ставки не являются запретительными: прибыльность планов рассчитывают на 7-10 лет. Ограничивает инвестиционную активность сегодня, пожалуй, дефицит квалифицированных кадров: деньги можно привлечь, но кто будет работать на станках? Это уникальная ситуация для российского рынка.