Вулканы на экваторе Марса оказались ледяными

ESA/DLR/FU Berlin

Сотрудники исследовательских миссий ExoMars и Mars Express совместными усилиями впервые обнаружили водяной иней вблизи экватора Марса, то есть в той части Красной планеты, где присутствие инея до последнего времени считалось невозможным.

Краткий отчет об открытии опубликован на сайте Европейского космического агентства. Иней был обнаружен на вершинах системы вулканов Тарсис. Она является самой высокой не только на Марсе, но и во всей нашей Солнечной системе.

Первым иней зафиксировал орбитальный аппарат ExoMars Trace Gas Orbiter, после чего факт его существования был подтвержден данными прибора, установленного на борту орбитального аппарата Mars Express. Присутствие в тропиках Марса ледяных вулканов удивило ученых.

"Мы думали, что образование инея на экваторе Марса невозможно, поскольку сочетание солнечного света и тонкой атмосферы поддерживает относительно высокие температуры как на поверхности, так и на вершинах гор, - говорит ведущий автор исследования Адомас Валантинас. - Его существование захватывающе и намекает на то, что на экваторе происходят исключительные процессы, которые позволяют образовываться инею".

Однако ученые отмечают, что иней не лежит на поверхности вулканов постоянно. Он появляется и исчезает периодически, как это происходит и на Земле. Данные наблюдений показали, что иней лежит на вулканах пятнами в течение нескольких часов после восхода солнца, но затем он полностью испаряется под солнечными лучами.

Затем иней появляется вновь, покрывая огромную территорию. Обнаруженный объем инея позволил подсчитать, что в процессе его образования ежедневно участвует около 150 000 тонн воды, которая курсирует между поверхностью Марса и его атмосферой. Толщина инея составляет всего лишь одну сотую миллиметра, то есть она сопоставима с толщиной человеческого волоса.