Отметим, что законопроект на эту тему Москвичев уже вносил, однако потом отозвал и теперь представил вместе с коллегой новую версию, которая сопровождается официальным отзывом.
Как отмечают авторы в пояснительной записке, более 60 процентов перевозок грузов осуществляется фактически по "серым" схемам. В случае вывода сектора из теневого сектора налоги с доходов от перевозки грузов, по их расчетам, могут ежегодно составить порядка 450 млрд рублей.
Законопроект направлен на легализацию рынка. В числе прочего, документ устанавливает квалификационные требования к грузоперевозчикам для допуска на рынок. В единый реестр предлагается включать сведения о транспортных компаниях и о принадлежащих им транспортных средствах, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн.
Предусмотрено также право перевозчика включения в реестр сведений о перевозимых им грузах, границ территорий, в пределах которых осуществляются перевозки, максимальной страховой суммы и так далее.
В соответствии с законопроектом право осуществления коммерческих перевозок предлагается предоставлять со дня регистрации в электронном реестре уведомлений о перевозке грузов уведомления о начале деятельности. Формировать электронный реестр предполагается на единой национальной цифровой транспортно-логистической платформе "ГосЛог".
Законопроект направлен на обеспечение справедливых рыночных условий для добросовестных участников транспортного рынка, защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышение уровня их качества и безопасности.
Правительство РФ поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом прилагаемых замечаний, которые не носят концептуального характера.
Так, в кабмине обратили внимание на то, что в проекте предлагается установить требование к финансовой состоятельности грузоперевозчика. Таковая должна подтверждаться отсутствием недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам. "Вместе с тем отсутствие только лишь недоимки по налогам и сборам не может свидетельствовать о финансовой состоятельности (несостоятельности) грузоперевозчика", - говорится в отзыве.
Следует также проработать вопрос о предъявлении к грузоперевозчикам требования об отсутствии неуплаченных штрафов, назначенных за конкретные правонарушения, рекомендуют в правительстве. Необходимо, среди прочего, уточнить механизм обжалования решения об исключении из указанного реестра сведений о юридическом лице, проработать вопрос об актуализации сведений о транспорте.
С учетом срока введения в эксплуатацию платформы "ГосЛог" дату вступления федерального закона в силу целесообразно установить не ранее 1 сентября 2025 года, отметил также кабмин.
Дмитрий Гусев, первый зампред Комитета ГД по контролю (СРЗП):
"Внесенный сегодня в Госдуму законопроект о грузоперевозках - это большой и серьезный документ. Он будет регулировать автомобильные грузоперевозки в России. У нас около 7 млн грузовых автомобилей и около 300 тыс. собственников этих автомобилей. Проект необходимо внимательно изучать и оценивать его возможное влияние, которое он окажет на отрасль.
В первую очередь, речь идет о системе "Платон", по которой большегрузы платят за проезд по федеральным дорогам, а также системе штрафов за несоблюдение весогабаритных параметров, некорректная работа пунктов контроля.
Основная цель нового закона, как указывают авторы, - необходимость установления должного контроля за грузовыми перевозками в связи с отменой лицензирования и введения требования уведомлять об осуществлении перевозок. С одной стороны, мы снижаем государственные барьеры и ограничения для бизнеса, но с другой - авторы законопроекта хотят ввести реестр автогрузоперевозчиков, фактически скрытое лицензирование. Насколько требования реестра будут посильны бизнесу- пока сказать сложно, нужно детально изучить проект закона.
Мы имеем опыт 580 ФЗ, который также касался регулирования транспортной деятельности. А именно - перевозок пассажиров и грузов легковым такси. В результате принятия этого закона мы получили невозможность исполнения его требований практически для большинства регионов России. Спустя полгода до сих пор в большинстве регионов нет нормативных документов для его функционирования. В частности, можно отметить требование, когда перед выходом на линию водитель такси обязан пройти медицинский осмотр. Где, например, в деревне круглосуточный пункт медицинского осмотра? Его нет. Технический осмотр машины перед каждым рейсом - то же самое. Поэтому везде, где неразвита инфраструктура, этот закон не действует. Чтобы мы не получили такую же картину здесь, законопроектом надо серьезно заниматься".
Джамаладин Гасанов, депутат ГД (ЕР):
"Внесенный коллегами законопроект давно назрел. С каждым годом увеличивается количество аварий с участием большегрузых автомобилей. Виновниками трагедии правоохранительные органы называют водителей грузовых автомобилей. Основной причиной аварийности называются несоблюдение режима отдыха и сна водителями. Зачастую - водители пребывают за рулем более 10 часов подряд, а это приводит к максимальной усталости. Даже если они не заснут, снижается концентрация внимания.
Надо отметить, что режим работы водителей индивидуальных предпринимателей никем сегодня почти не контролируется, и недобросовестное отношение к состоянию транспортных средств, в том числе мошенничество при прохождении техосмотра, на совести водителей и приводят к трагедии. Несомненно причиной аварии могут быть и некачественное покрытие дорожного полотна и ряд других факторов, но по данным гаишников, основная причина в самих водителях. Государству нужно брать контроль за грузовыми перевозками. Тогда и аварий будет меньше и жизни людей сохраним".
Владимир Сипягин, депутат ГД (ЛДПР):
"Законопроект в случае принятия позволит проконтролировать грузовые перевозки и дисциплинирует их водителей. Вы только вдумайтесь: в 2023 году произошло 9893 тыс. аварий из-за нарушений водителями грузовых автомобилей правил дорожного движения. При этом погибло 1588 человек, что в 9 раз больше числа погибших в ДТП по вине водителей пассажирских автобусов (176 человек). Причиной этих аварий становятся неисправность автомобиля и усталость водителей, которые бесконтрольно, без сна, могут ехать по дорогам более 12 часов. Чего категорически нельзя делать. На кону безопасность наших граждан.
Ну, и давайте будем откровенны: большая часть водителей работают по "серой" схеме. Они уходят от налогов. При этом у них даже автомобили не застрахованы. Законопроект хороший, но его следует доработать".