Космический бренд: как создать вау-эффект при помощи дизайна

До 27 июня в Москве идет прием заявок на конкурс "Фабрика дизайна 3.0", в котором сотни дизайнеров со всей России предложат инновационные решения для отечественных производителей в самых разных сферах. Одним из заказчиков прошлогодней "Фабрики дизайна 2.0" стала компания "РК-Трейд", выпускающая одежду и сувенирную продукцию под брендом PROКОСМОС с символикой госкорпорации "Роскосмос".
Иллюстрация предоставлена Фабрикой дизайна 3.0

Ее первая торговая точка открылась в 2021 году в городе Королев, и это был маленький магазин площадью 30 кв. м. Сейчас в наукограде находится самый большой магазин сети общей площадью 300 кв. м. и еще три в Москве - в гостинице "COSMOS", на Бережковской набережной и на улице Щепкина. На "Фабрике" компании были предложено несколько интересных проектов для расширения ассортимента продукции. О том, какие из них реализуются сейчас, что важно учитывать, внедряя новые идеи в производство, и чем можно заинтересовать клиентов, рассказала в интервью директор бренда по дизайну Дарья Шумакова.

- Дарья, расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о том, когда вы вышли на рынок и в чем специфика вашей деятельности?

- Мы делаем корпорацию, управляющую всей космической отраслью страны, более популярной, чтобы люди могли носить, например, футболки с надписью "Роскосмос", а не NASA. Благодаря нашей продукции люди узнают, что российские исследователи действительно были первопроходцами в космосе, что у нас много выдающихся космонавтов, ученых, первооткрывателей, таких как Гагарин, Леонов, Циолковский, Королёв, и про это не стоит забывать. Первой была небольшая коллекция, посвященная взрыв-схемам отечественных ракет-носителей. Сейчас у нас уже достаточно большой ассортимент - от значков, магнитов и брелоков до зимних изделий, обуви и часов. Часть мы производим сами, привлекая подрядчиков, а другую - совместно с компаниями, которые так же увлечены космосом, как и мы. Нам важно расширяться, постоянно предлагать гостям что-то новое. Во многом именно поэтому мы решили поучаствовать в "Фабрике дизайна 2.0".

- Что больше всего "заходит" покупателям?

- На данный момент мы единственные представляем продукцию космической тематики офлайн в специализированном магазине, став пионерами в этом направлении, поэтому интерес довольно большой. Также многое зависит от локации. Например, в гостинице "COSMOS" целевая аудитория - туристы, поток которых постоянно обновляется. В Королеве люди могут регулярно возвращаться в магазин, поэтому их важно чем-то удивлять. Мы анализируем и исследуем рынок, находим и обыгрываем факты, связанные с космосом, которые еще не раскрывали, следим за памятными датами - например, в следующем году будет 60-летие со дня выхода Леонова в открытый космос; модернизируем и перезапускаем линейки товаров, пользующиеся популярностью. Всегда в тренде Юрий Гагарин, Белка и Стрелка, Спутник-1 и все, что связано с планетами.

- Какими проектами, предложенными вам на "Фабрике дизайна 2.0", вы сейчас занимаетесь?

- Мы решили сконцентрироваться на подготовке настольной игры. Изначально планировалось, что она будет похожа на монополию, но сейчас в результате переговоров с командой дизайнеров, которые стали авторами идеи, родился совершенно новый формат. Не буду раскрывать все карты, но могу точно сказать, что такого еще не было на рынке. К проекту уже подключены те, кто занимается непосредственно разработкой настольных игр. Это оказалось не так просто, как хотелось бы, но нам важно создавать качественные продукты, а не искать компромисс, "убивая" идею. Скорее всего, игра появится в наших магазинах в следующем году, потому что на ее разработку нужно время. Что касается других проектов - коллекционных игрушек космической тематики, дизайнерской упаковки для продукции, керамики и так далее, - пока они поставлены на паузу. Мы не хотим сразу выдавать всё, нам важно поддерживать интерес. Кроме того, компания постепенно расширяется, будут расти наши тиражи и возможности.

- Какие тенденции, если говорить о дизайне мерчандайзинговой продукции, актуальны сегодня?

- Людям надоел обычный мерч в том виде, в котором он был представлен еще четыре года назад, когда началась пандемия. Тогда все переоделись в спортивные костюмы, худи, футболки. Сейчас уже просто футболка даже с интересным принтом не так интересна. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке, нужно придумывать что-то свое, предлагать уникальный продукт. И еще важно помнить: одно дело, когда человек идет в ТЦ за повседневной одеждой, а другое дело, когда он приходит в наш магазин и ему хочется получить нечто особенное, запоминающееся, привлекающее внимание. Все хотят чего-то с вау-эффектом. Есть большой запрос на "классику" мерча с базовым нанесением, но только с ним в магазине будет скучно.

- Удалось ли добиться вау-эффекта, на ваш взгляд, дизайнерам, принимавшим участие в "Фабрике"?

- Мне понравилось, что на конкурсе было много идей, по-настоящему креативных команд, ребят, которые глубоко погружаются в процесс, стремятся развиваться в своем деле и предлагать что-то новое для отрасли. Минус в том, что не всегда те проекты, которые они предлагают, есть возможность просчитать и эффективно реализовать. Приведу пример: клиент готов купить за пять, семь, десять тысяч рублей игрушку известного проверенного бренда, но если речь идет о молодом производителе, о котором еще никто ничего не знает, то ее сложно продать по такой же стоимости. Это должен быть качественный продукт за разумные деньги.

- Если говорить о "Фабрике дизайна" как о некоем комьюнити, чем оно было полезно для вас?

- На конкурсе собрались очень интересные люди, мы завели много новых знакомств как среди молодых дизайнеров, так и среди опытных компаний, которые разрабатывают и производят достойную современную продукцию. Было полезно обменяться мнениями, послушать экспертов, специалистов, получить от них какую-то новую информацию и свериться со своими идеями и стратегиями развития - приятно, что многие из них подтвердились. И конечно, здорово было познакомиться с решениями начинающих специалистов со свежим взглядом на продукцию и индустрию в целом. У них еще нет профдеформации, и они немного по-другому оценивают мир вокруг - это ценное качество.

- Одна из главных задач конкурса - налаживать прямую коммуникацию между бизнесом, крупными российскими компаниями и начинающими специалистами. Насколько сегодня актуальна эта задача и удается ли ее реализовать?

- Я думаю, что она актуальна всегда. Молодым дизайнерам, которые только выпустились или еще учатся, работают на фрилансе по самозанятости, очень сложно найти заказчика. Еще двадцать, да даже десять лет назад было гораздо меньше возможностей. Сейчас есть "Фабрика дизайна", вузы, которые отправляют ребят на практику, где они могут найти первых клиентов и получить опыт. Но, что касается конкурса, важно готовить участников с обеих сторон к тому, что не все будет весело и легко. Я бы посоветовала дизайнерам, которые хотят принять участие в "Фабрике дизайна 3.0", заранее просчитывать свои проекты, как бы страшно это ни звучало для творческих людей, думать о том, на какую целевую аудиторию они рассчитаны, а заказчикам - очень четко формулировать технические задания, потому что от этого во многом зависит результат.