Минтранс РФ: Использование беспилотников увеличит скорость доставки на 25%

В июне 2023 года Россия впервые в мире запустила коммерческую перевозку грузов с помощью беспилотного автотранспорта. В то время как "дочка" Google свернула проект по созданию беспилотных грузовиков, а китайские эксперты фиксируют падение инвестиций в отрасль, отечественный беспилотный транспорт находится на плаву и отлично себя чувствует. "Российская газета" узнала у экспертов, что удалось сделать в отрасли за прошедший год и что нас ждет в будущем.

Движение грузовых высокоавтоматизированных транспортных средств, или беспилотных грузовых автомобилей, было запущено год назад на трассе М-11 "Нева" в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. Тогда по трассе поехали три грузовика. Сейчас к осуществлению перевозок допущены 16 грузовых беспилотников, из них 6 автомобилей ПАО "КАМАЗ" и 10 автомобилей ООО "СберАвтоТех". Пробег машин на текущий момент превысил 2,145 млн км, коммерческий грузооборот составил более 152 млн кубических метров-километров. Проект курирует Минтранс России, в нем участвуют лидеры отрасли - Государственная компания "Российские автомобильные дороги", ПАО "КАМАЗ", ООО "Глобалтрак Лоджистик", ООО "Инновационный центр "КАМАЗ", ООО "Сбер Автомотив Технологии", ООО "Газпромнефть-Снабжение", АО "Национальный перевозчик". Свои грузы возят X5, "Магнит", "ПЭК", Wildberries. Согласно исследованиям "СберАвтоТех", наиболее востребованными для перевозки являются преимущественно товары народного потребления. По данным известного маркетплейса Wildberries, например, их груз перевозился между Москвой и Санкт-Петербургом 410 рейсами беспилотных автомобилей.

"Ожидается, что концу года автопарк робофур в России вырастет до 43 машин. В рамках ПМЭФ-2024 генеральный директор автозавода ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин заявил, что компания готовит запустить на трассу 12 новых беспилотников", - рассказали "Российской газете" в Минтрансе РФ.

В ведомстве отмечают, что в этом году к проекту могут присоединиться и другие разработчики - известные российские цифровые лидеры. При этом до 2026 года общее количество беспилотных грузовиков на дорогах России должно увеличиться до 93 автомобилей, а сама география расшириться на ЦКАД и М-12 "Восток" - именно эти трассы просит открыть для движения беспилотных автомобилей бизнес.

Между тем, некоторые представители логистической отрасли выражают обеспокоенность по поводу безопасности проекта. Это связано, в первую очередь, с большими рисками для грузовладельцев в части сохранности грузов и соблюдения сроков доставки. Чтобы свести их к минимуму, нужно создать не только качественную дорожную инфраструктуру, систему техобслуживания и законодательную базу, но и обеспечить бесперебойную работу систем навигации, включая их защиту от хакерских атак и утечек данных, поделился в беседе с "РГ" основатель цифровой транспортной компании Deliver Данил Рудаков. Он добавил, что сейчас грузовладельцы в принципе не готовы идти на такой риск, когда один взлом или сбой ПО сможет поставить под угрозу доставку даже не одной фуры, а целой партии груза.

"Средняя стоимость груза в одном заказе у нас составляет 10 млн рублей. Соответственно, риск потери товара при неудачной беспилотной транспортировке для наших клиентов будет составлять от 10 млн за фуру плюс издержки, связанные с нарушением сроков доставки", - рассказал Данил Рудаков.

В то же время, реализуемые по проекту инициативы направлены как раз на устранение возможных перечисленных рисков. Так, Россия первой в мире стала тестировать одновременно в комплексе технологии "беспилотного автомобиля" и сервисы "умной дороги", включающие в себя беспроводную связь, цифровую карту (цифровой двойник трассы), навигацию, аварийные и дорожные службы. При этом государство взяло на себя расходы по созданию "цифровой инфраструктуры" дороги, необходимой для движения грузовых автомобилей в беспилотном режиме на магистрали.

Также были созданы условия для оценки экономической эффективности бизнес-моделей грузовой магистральной перевозки с использованием беспилотного режима. Сейчас, например, оценивается эффективность модели беспилотной грузовой магистральной перевозки, при которой по городу прицеп везет обычный тягач, а перед выходом на трассу М-11 он перецепляется на робомобиль. Кроме того, впервые в мире комплексное тестирование технологий "беспилотного автомобиля" и сервисов "умной дороги" проводится в юридическом формате "экспериментального правового режима".

"Ноу-хау нашего проекта, его уникальность, отличающая его от всех аналогичных проектов в мире - использование законодательного механизма "экспериментальных правовых режимов" - "регуляторных песочниц", когда государство на ограниченной территории и на ограниченный срок на уровне закона вводит мораторий и берет на себя юридические риски на применение тех норм регулирования, что существенно ограничивают или даже запрещают массовую эксплуатацию в реальных условиях инновационного продукта или сервиса", - пояснил "РГ" замминистра транспорта Дмитрий Баканов.

Именно применение "регуляторных песочниц" позволяет разорвать замкнутый круг, когда для масштабирования инновации в экономике необходимо в реальных, а не полигонных, условиях проверить все гипотезы, включая регуляторные, и оценить эффективность, добавил он.

На текущий момент эксплуатация беспилотных автомобилей идет более чем успешно. За год эксперимента не произошло ни одного ДТП с участием беспилотных автомобилей на трассе М-11. При этом товары перевозились в разных погодных условиях, а автомобили ездили по дороге общего пользования - в общем потоке транспортных средств. На старте проекта было решено отказаться от сценария выделения для беспилотных грузовиков отдельных полос по причине дороговизны строительства и поддержания отдельной полосы современной автомагистрали. Чтобы обеспечить высокий уровень безопасности при движении беспилотников в общем потоке, было принято решение о создании "цифровой инфраструктуры дороги", которая должна поддерживать беспилотный автомобиль, система создается за государственный счет.

"На данный момент по условиям эксперимента в кабине беспилотного грузовика должен находиться инженер-испытатель, в задачи которого в том числе входит обеспечение безопасности груза. Связь беспилотного грузовика с "цифровой инфраструктурой дороги" осуществляется по безопасным каналам связи, что является залогом обеспечения безопасности передачи информации", - говорит директор Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Полина Давыдова.

Инициатива создания беспилотного логистического коридора, в рамках которого применяются робофуры, была предложена Минтрансом России и отраслевым бизнесом весной 2021 года. Позже она была поддержана правительством и включена в "Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030" и "Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли РФ до 2030 года".

Ожидается, что за счет эксплуатации грузового автотранспорта в беспилотном режиме получится снизить себестоимость магистральных перевозок, создать каркас конкурентоспособных внутренних и транзитных грузовых коридоров. По расчетам Минтранса России, использование беспилотников на М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость доставки грузов и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки. В рамках экспериментального правового режима, который продлится три года, будут протестированы все аспекты, связанные с технологиями, нормативно-правовом регулированием и бизнес-моделями. Правительство России поставило задачу сделать беспилотными 19,5 тысяч километров российских дорог общего пользования к 2030 году. Для этого сейчас на согласовании и утверждении правительства находится проект постановления, который масштабирует территорию действия на трассы М-12 "Восток" и ЦКАД.