Форум проходил 10-11 июня в IТ-парке имени Башира Рамеева. Он собрал около 500 гостей из 40 стран. Среди них представители сферы образования Азии, Африки и Латинской Америки, стран-участниц БРИКС и СНГ. Одним из результатов предыдущего форума стало расширение сети Центров открытого образования на русском языке. На сегодня в 54 странах создано 73 Центра, в них обучено более 15,5 тысячи иностранных слушателей, проведено больше двухсот мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера. Сеть таких центров продолжает расширяться.
На нынешней встрече эксперты обсуждали, как эффективно администрировать образовательную сферу, применяя лучшие мировые практики, и дать мощный толчок развитию международных связей. В этом ракурсе опыт "Татнефти", выстраивающей образовательную экосистему опережающего развития, представляет особую ценность.
Участники форума обсудили широкий спектр тем: дошкольное образование, воспитательную работу с опорой на сохранение духовно-нравственных традиционных ценностей, проекты в сфере работы с детьми с ОВЗ, применение искусственного интеллекта в сфере образования, международное сотрудничество и другое.
Результатом совместной работы станут идеи, способствующие прогрессу общества в различных сферах, в основе которого будет лежать качественное образование и воспитание.
В частности, замминистра образования КНР Чень Цзе обратил внимание на последние тренды: цифровизация и искусственный интеллект меняют подходы к обучению. Именно поэтому правительство Китая активно внедряет цифровые технологии в систему образования. Гость выразил готовность предоставлять доступ к цифровым образовательным системам российским партнерам.
"У нас так же, как и у России, очень обширная территория, много труднодоступных районов. Несмотря на это, все дети должны иметь равный доступ к образованию", - убежден он.
В рамках форума работала выставка, посвященная лучшим российским решениям в сфере просвещения и образования. Компания "Татнефть" презентовала проект образовательной экосистемы, который реализует с 2024 года. В качестве флагманов этого проекта на стенде показали макеты кампуса Высшей школы нефти и лицея № 1 имени Тагирова. А кластер дополнительного образования представлял один из 58 экспонатов интерактивного центра "Альметрика" - плазменная труба.
Стенд компании вызвал неподдельный интерес многих зарубежных гостей. Один из членов делегации Сьерра-Леоне долго рассматривал макет старейшей школы Альметьевска, которую открыли после реконструкции силами "Татнефти" в прошлом году. А делегацию Китая заинтересовали перспективы развития Высшей школы нефти и принцип функционирования образовательной экосистемы "Татнефти".
"Прекрасная тенденция. И заключается она в том, что ваша компания обращает столь пристальное внимание системе образования. Внедрение проекта - очень хорошее решение", - прокомментировали увиденное члены делегации КНР.
"Татнефть" уже на протяжении многих лет уделяет особое внимание поддержке и развитию образования на всех уровнях. Мы решили систематизировать накопленный опыт и запустить программу "Образовательная экосистема", в периметр которой на первом этапе входят 12 детсадов, 8 школ, 5 ссузов, 6 вузов, 20 учреждений дополнительного образования и два учреждения дополнительного профобразования (Корпуниверситет Компании и ЦПК "Татнефти")",- говорит руководитель Корпоративного университета "Татнефти" Ольга Цыгина.
Команда проекта работает в соответствии с ФГОСами, однако меняет образовательные программы в отношении контекста преподавания дисциплин, плюс формирует цифровой профиль учащегося, отслеживая как уровень умений и знаний, так и универсальные, метапредметные компетенции, добавила она.
По словам Ольги Цыгиной, главная задача проекта - не "вырастить кадры для себя", а создать единую систему, которая позволит максимально раскрыть потенциал каждой личности.
"Это должен быть хороший со всех точек зрения человек - любящий родину и своих родителей, умеющий грамотно строить коммуникацию, работать в команде, честный, имеющий инженерное, творческое, критическое мышление. Мы хотим помочь ребенку как можно быстрее развить, заложенные в нем таланты, чтобы в будущем он мог максимально реализоваться и создавать новые технологии и решения", - подчеркнула она.
"Татнефть" рассчитывает в дальнейшем масштабировать проект.
"Это будет хорошим примером формирования образовательной экосистемы и воспитания детей для других малых городов", - резюмировала руководитель Корпуниверситета Компании.
На стенде Высшей школы нефти эксперты-практики Передовой инженерной нефтяной школы презентовали результаты совместных со студентами разработок в области моделирования нефтегазовых месторождений, прототипов интеллектуальных технологий, новых материалов и технологий использования альтернативного сырья.
"Я состою в одной из команд ПИНШ, которая занимается интегрированным моделированием месторождений, оптимизацией систем поддержания пластового давления,- говорит аспирант ВШН Искандар Исмагилов. - На текущем этапе мы начинаем привлекать студентов нашего вуза - в команду уже вступили два бакалавра. В дальнейшем наша команда сможет эффективно решать поставленныеомпанией задачи".
Ученые альметьевского вуза также представили один из наиболее востребованных методов интенсификации работы нефтяных и газовых скважин и увеличения приемистости нагнетательных скважин - гидравлический разрыв пласта. В этом методе увеличения нефтеотдачи пластов некая жидкость под огромным давлением закачивается в пласт, тем самым образуя трещины, по которым в дальнейшем нефть и будет поступать в скважину.
"На форуме мы хотели показать, какое место занимает Высшая школа нефти в образовательной экосистеме Компании, как меняется подход к подготовке кадров и как на это влияют исследования, проводимые совместно с индустриальным партнером,- подчеркнул ректор ВШН Александр Дьяконов. - Наш университет занимает одно из центральных мест, готовя кадры высшей квалификации и инженеров будущего".
По словам Александра Дьяконова, Высшая школа нефти ведет всестороннее сотрудничество с высшими образовательными учреждениями стран БРИКС и другими зарубежными партнерами, в частности китайскими.
"Сейчас наши студенты в течение семестра проходят обучение в университетах Китая. В ближайшее время к нам приедут китайские коллеги - это станет решительным шагом в переходе от межкультурного обмена к совместным образовательным программам и исследовательским проектам в области извлечения трудноизвлекаемых запасов нефти. Кроме того, мы рассчитываем перенять опыт Китая в подготовке инженерных кадров".