14.06.2024 12:27
Поделиться

Почему увековечить имя Героя Советского Союза оказалось непростым делом

Новосибирец Владимир Каратаев пытается увековечить память своего дяди, Героя Советского Союза Ильи Каратаева. 22-летний артиллерист Илья Каратаев погиб в октябре 1944 года, освобождая от фашистских захватчиков территорию Литвы. Там и похоронен - в стране, доступ в которую россиянам фактически закрыт. В 1945 году Илье Каратаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В России же, вступившей в год празднования 80-летия Великой Победы, нет ни одного памятного знака, установленного в его честь.
Аллея Победы на территории Ачинского кадетского корпуса.
Аллея Победы на территории Ачинского кадетского корпуса. / Ачинский кадетский корпус

О стараниях 83-летнего Владимира Каратаева, который считает себя ответственным за сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, "РГ" уже писала - в апреле нынешнего года. За это время история получила продолжение, о котором всем было бы полезно узнать. "РГ" надеется на диалог с читателями - вопросы, которые задает Владимир Каратаев, очень важны, и тем более в год юбилея Победы. Что можем мы с вами ему ответить? Как помочь?

Напомним, что Илья Каратаев родился в Казахстане, и села Кривошеевка - места его рождения на карте давно нет. Казахстан - одно из направлений поисков Владимира Каратаева, тоже уроженца этой страны, входившей в состав СССР. Как чтут память Героя на его родине? При посредничестве представительства МИД России в Новосибирске Владимир Каратаев получил информацию об этом из Генерального консульства РФ в Алма-Ате. И он возмущен.

Ему сообщают о двух населенных пунктах, где хранят память об Илье Каратаеве. Первый - это город Жаркент Панфиловского района. Почему Жаркент, ранее звавшийся Панфиловым? Владимир Каратаев не понимает. Во время Великой Отечественной войны Кривошеевка находилась на территории другого района, Гвардейского. Совхоз имени Кирова, где работал Илья Каратаев до лета 1941 года, тоже к Панфиловскому району и Панфилову не относился. Гораздо ближе существующий и ныне поселок Алтынемель - это один район с Кривошеевкой, и совхоз имени Кирова в Алтынемеле работал. В Алтынемеле, кстати, родился в год начала войны Владимир Каратаев.

Тем не менее именно в Жаркенте находится парк, где установлен бюст Каратаева Ильи Васильевича. Сейчас, сообщили в Генконсульстве, в парке идет ремонт, там сняли асфальт - возможно, именно поэтому фото бюста из Жаркента прислать не смогли, сняли только аллею, фото размытое. Кроме того, пишет Генконсульство, в музее воинской славы Жаркента есть фотоколлаж, состоящий из портретов Героев Советского Союза, родившихся в Панфиловском районе (?) и погибших в Великую Отечественную. В составе коллажа есть фото Каратаева - его как раз к ответу приложили. Хотя лучше бы этого не делали. Потому что на фото - другой герой, однофамилец Ильи Васильевича. Это Афанасий Тимофеевич Каратаев, родом из Ставропольского края. В Кратком биографическом словаре, изданном Институтом военной истории Минобороны в 1987 году, их портреты рядом. Вот и перепутали.

Второй же населенный пункт, где помнят о Герое Советского Союза, - село Баскуншы, где с 2011 года есть улица имени И. В. Каратаева. В этом поселке действительно одно время, уже после войны, жила мать Ильи и его десяти братьев и сестер. Но он сам там никогда не бывал. Есть фото улицы. На табличке номер дома - 107 и название улицы "Каратаев", не Каратаева. "107 Каратаев? 107 попугаев?!" - возмущается племянник Героя. Все претензии, в том числе к нарушению норм русского языка, он изложил письменно и намерен добиваться уважения к памяти погибшего воина с помощью Генеральной прокуратуры РФ. Сдаться и махнуть рукой он не может - ведь не сдался же его юный дядя, уничтожавший вражеские танки? "Память о наших героях должны чтить в любой стране!" - уверен новосибирец. По его мнению, здесь не должно быть ни малейшей неточности. Не тот вопрос. Иначе - уже издевательство над святыми вещами, за которое в нашей стране предусмотрено уголовное наказание.

Эту фотографию Ильи Каратаева, сделанную именно в Ачинске, в училище, Владимир Каратаев бережно хранит.

Ну а теперь о России. Здесь и проще. И труднее. Сейчас поймете, почему. Как уже писала "РГ", с предложением установить мемориальную доску Герою Владимир Каратаев обратился в администрацию Ачинска. И наша газета его в этом поддержала. Именно в Ачинске Илья Каратаев стал артиллеристом, пройдя ускоренные курсы Сумского артиллерийского училища, эвакуированного в Сибирь. Сохранилась и часть зданий, в которых учились будущие артиллеристы. Какие-то сейчас в распоряжении коммерсантов. Другие - на территории Ачинского кадетского корпуса, который носит имя летчика Георгия Голубева. Чтобы разрешили разместить мемориальную доску на здании кадетского корпуса (это образовательное учреждение краевого подчинения), мы обращались в минобр Красноярского края. Там приняли положительное решение и даже предложили провести торжественное мероприятие в честь установки памятного знака - в 80-ю годовщину гибели Ильи Каратаева, 17 октября нынешнего года.

Вот только радость длилась недолго. Владимир Каратаев ответ из минобра прочитал внимательно. И не поленился изучить сайт Ачинского кадетского корпуса. И стало понятно, что 5-я памятная доска на аллее Победы - это выкрашенная в синий цвет конструкция на двух воткнутых в землю тонких ножках. Владимир Каратаев считает это, мягко говоря, несерьезным: "Разве так выглядят мемориальные знаки? Его вырвет из земли любой вандал!" Я показала фото конструкций нескольким людям. Реакция одинаковая: "Это издевательство". Посмотрите на фото и вы, дорогие читатели. Вам нравится?

С другой стороны - и это непростой момент - мне совсем не хочется обидеть ни кадетский корпус, где взяли на себя обязательство сохранять этот знак в целости, ни администрацию города Ачинска. Ведь они гордятся Аллеей Победы. Тамара Тушина, которая в администрации отвечает за памятники, - милейший человек. "Может быть, фото не самое удачное, но в реальности это хорошие памятные доски, - успокаивает она меня по телефону. - Это не плакатик из бумаги, как вы говорите, это материал, который устойчив к атмосферным осадкам. Они выглядят вполне достойно".

Как объяснила Тамара Тушина, более привычную нам мемориальную доску повесить некуда - нет достоверной информации, в каком именно из сохранившихся исторических зданий жил или учился Илья Каратаев. Кстати, на одном из зданий кадетского корпуса есть мемориальная доска Иннокентию Смоктуновскому, который учился в Ачинске в эвакуированном Киевском пехотном училище. Кажется, точного адреса этого училища в эвакуации тоже нет. "Но захотели - и повесили, - с горечью говорит Владимир Каратаев. - Конечно, Каратаев - не Смоктуновский"…

От редакции

Если честно, я считаю, что мемориальную доску Илье Каратаеву можно было бы установить и в Новосибирске - ведь здесь живет его неравнодушный племянник, который преклоняется перед подвигом дяди и хочет, чтобы его знали и следующие поколения. И установить есть где - в центре Новосибирска целый военный городок, который хорошо бы привести в порядок и сделать памятным местом. Владимир Каратаев родился в 1941 году, его ровесников уже не так много, и ему нужно помочь добиться благородной цели - чтобы фраза "Никто не забыт" не стала пустой и затертой. Может быть, ради этого неплохо и забыть о строгих канонах в деле наименования улиц и установки памятных знаков. А уж как они будут выглядеть, эти знаки - тоже целиком и полностью зависит от нас.