Андрей Анатольевич, федеральный закон № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" в 2021 году дополнили пунктами об обязательных медосмотрах. Как они выполняются?
Андрей Лопатин: Особое внимание этому вопросу в Кузбассе уделяют и областная антинаркотическая комиссия, и Государственная инспекция труда, и прокуратура. Ведь распространенность наркологических расстройств и смертельных отравлений, вызванных употреблением психоактивных средств, у нас по-прежнему на высоком уровне.
Поэтому, привлекая врачей психиатров-наркологов, употребляющих работников выявляют, чтобы отстранить от работы на объектах с опасными и вредными условиями труда. Сверки с министерством угольной промышленности Кузбасса о реализации этих требований федерального закона мы проводим ежеквартально.
Сколько угледобывающих предприятий сегодня взаимодействуют с наркологами?
Андрей Лопатин: По итогам первого квартала 2024 года договоры на проведение химико-токсикологических исследований (ХТИ) в рамках обязательных медицинских осмотров заключили 82 предприятия, где трудится в общей сложности более 28 тысяч человек. Это на семь процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Медосмотр, включающий проведение ХТИ, пока прошли 21 263 работника, что также уступает прошлогоднему показателю. С чем это связано? Вероятно, со снижением производственной активности предприятий углепрома в регионе в начале нынешнего года.
При этом только 29 из 82 добывающих предприятий Кузбасса заключили договоры с государственными медицинскими организациями. Среди ответственных работодателей - шахты, разрезы и обогатительные фабрики угольных компаний, представленных в регионе. Они не только ежегодно сотрудничают с наркодиспансерами, но и реализуют корпоративные программы, направленные на укрепление здоровья трудового коллектива.
А как именно вы осуществляете сопровождение предприятий?
Андрей Лопатин: Прежде всего регулярно информируем работодателей об обязанности организовать в отношении людей, работающих в опасных и вредных условиях, проведение ХТИ. И напоминаем о том, что эти исследования должны проводить медицинские организации, у которых есть соответствующая лицензия. Рассказываем о возможностях наркологической службы Кузбасса. Мы же обследуем горняков практически без отрыва от производства, в том числе в специально оборудованных передвижных пунктах. Время и дату согласовываем с руководством предприятия, заключившего с нами договор. Проверяем работников по единой информационной базе данных, что позволяет выявлять работников, находящихся на диспансерном наркологическом наблюдении.
Вопросы допуска к работе рассматривает врачебная комиссия, которую тоже организуем мы. Но прежде положительные пробы на наркотические средства и психотропные вещества направляем в химико-токсикологическую лабораторию для проведения подтверждающих ХТИ. И на каждого работника оформляем медицинские справки по результатам обследования.
Нередко производственникам предлагают свои услуги и частные медицинские организации…
Андрей Лопатин: Да, более шестидесяти процентов всех договоров на обследование работников врачом психиатром-наркологом предприятия угольной промышленности Кузбасса заключают с негосударственными организациями. Но при обращении к ним важно помнить: стоимость услуг по проведению ХТИ не может быть ниже определенного уровня, что связано со стоимостью расходных материалов и оборудования, которые необходимы для получения максимально достоверного результата. И что у психиатра-нарколога, проводящего медосмотр, должна быть специальная подготовка, а также только те оборудование и материалы, которые имеют регистрационное удостоверение.
Кроме того, обследование должно быть полным, на определение всех предусмотренных приказами наркотических средств и психоактивных веществ, и оно не должно ограничиваться только предварительным этапом, без подтверждающего ХТИ. Предприятие, которое не соблюдает все эти серьезные требования, автоматически становится нарушителем закона. А главное - нет никакой гарантии, что в эту шахту каждый день спускаются только здоровые и трезвые люди.
К слову, во исполнение поручения антинаркотической комиссии Кузбасса информация о работодателях, не соблюдающих 81-й федеральный закон, поступает в Гострудинспекцию и прокуратуру.
Какие-либо отрасли в Кузбассе, кроме угольной, сотрудничают с вашей службой?
Андрей Лопатин: Мы проводим профилактические мероприятия с энергетиками, строителями, металлургами и химиками, а также с железнодорожниками и автотранспортниками, осуществляющими перевозку опасных грузов.
Так, наркологический диспансер города Кемерова сотрудничает с крупным химическим предприятием, коксохимическим заводом, топливно-сбытовыми, транспортными, энергетическими и другими компаниями. Проводим медицинские освидетельствования их работников на состояние опьянения, а также медосмотры перед сменами и рейсами и после них. Кроме того, Кузбасский клинический наркологический диспансер имени профессора Н. П. Кокориной заключил договор с медклиникой "Энергетик" для обследования работников промышленных предприятий на предмет хронического употребления алкоголя.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический наркологический диспансер имени профессора Н. П. Кокориной" (ГБУЗ ККНД):
650010, г. Кемерово, ул. Карболитовская, 15,
тел. (3842) 75-39-66, факс: (3842) 75-62-90,
e-mail: koknd@mail.ru