Зачем ученые хотят вырыть скважину на Луне глубиной 5 километров

В исследовании международной группы ученых рассматривается удивительная идея: пробурить на Луне скважину глубиной 5 километров. В своей работе ученые-физики объясняют, в чем суть дела, сообщает New-Science.ru .

Оказывается, речь идет не о добыче каких-то полезных ископаемых, а исключительно о научных исследованиях. Так, ученые хотели бы доказать, что протоны могут распадаться.

Как известно, протон - одна из трех (вместе с нейтроном и электроном) элементарных частиц, из которых построено обычное вещество. Протон стабилен, многочисленные эксперименты на Земле не выявили никаких свидетельств его распада.

Однако "бессмертность" частиц с положительным электрическим зарядом не способна связать квантовую механику и теорию относительности Эйнштейна.

Исследователи планируют глубоко копнуть лунный грунт, чтобы обнаружить следы древних протонов. По их мнению, лунная порода будет достаточно плотной, чтобы сохранить свидетельства распада протонов, чего нет на Земле. Эти свидетельства будут иметь форму химических изменений в самой структуре породы.

Приводится и еще такой аргумент: Луна - идеальное место для подобного эксперимента, поскольку наблюдениям не помешает реакции других частиц, как на Земле.

Однако все понимают, что бурение лунного грунта на такую глубину - дело очень непростое. Кроме того, необходим еще один "маленький пустячок" - мощный бур, который надо доставить с Земли…

Впрочем, как утверждают некоторые специалисты, несмотря на сложность, даже 100 граммов лунной породы может быть достаточно для поиска распадов протонов.

Все это выглядит на сегодняшний день, прямо скажем, очень фантастично. Впрочем, некоторые предпочитают другое слово - футуристично.

Если говорить о буровых работах, то на Земле они проводятся довольно успешно. Например, Кольская сверхглубокая скважина в России уходит на глубину более 12 километров.