15.06.2024 14:59
Поделиться

Южнокорейская оппозиция может лишиться лидера накануне президентских выборов

Главе южнокорейской ведущей оппозиционной партии "Тобуро" Ли Чжэ Мёну предъявлены сразу четыре обвинения в различных нарушениях закона. Если он будет осужден на тюремный срок хотя бы по одному из них, то это означает, что оппозиция останется накануне президентских выборов без своего лидера и, как показывают опросы, одного из самых главных претендентов на победу на выборах. Доминирующая в парламенте партия "Тобуро" считает атаку на Ли попыткой правящего лагеря устранить конкурента при помощи прокуратуры и суда. Правительство и правящая партия "Сила народа" говорят же о равенстве всех перед законом и необходимости наказания преступников вне зависимости от их рейтингов и влияния.

Хотя до президентских выборов в Южной Корее остается еще достаточно много времени - они пройдут в марте 2027 года - но можно говорить о том, что подготовка к ним и скрытая борьба за победу уже началась. При этом правящий лагерь получил хороший шанс устранить своего главного конкурента - главу оппозиционной партии "Тобуро" Ли Чжэ Мёна, который сейчас возглавляет рейтинги и считается главным претендентом на победу.

На днях ему было предъявлено четвертое по счету обвинение - участие в незаконной передаче 8 миллионов долларов в Северную Корею, из которых минимум два миллиона ушли прямиком в казну Трудовой партии Кореи - ведущей и в реальности единственной политической партии КНДР.

Помимо этого Ли Чжэ Мёна обвиняют в коррупции при реализации девелоперского проекта в городе Соннам, нарушении Закона о выборах путем совершения ложных заявлений и оказании давления на другого человека с целью дачи ложных показаний.

В результате из-за параллельно идущих слушаний сразу по четырем делам лидер "Тобуро" Ли Чжэ Мён сейчас несколько раз в неделю посещает слушания в суде, где пытается доказать свою невиновность. Как он сам жалуется, это сильно мешает его руководству партией и политической деятельности вообще.

Тучи над ним сгустились еще больше буквально несколько дней назад, когда был признан виновным в передаче денег в КНДР бывший вице-губернатор провинции Ли Хва Ён, которого приговорили к девяти с половиной годам тюрьмы. Сам ли Ли Чжэ Мён был в то время прямым начальником осужденного, руководя провинцией Кёнги. По версии следствия, деньги стали своего рода взяткой для Пхеньяна, которую передали ради организации визита Ли Чжэ Мёна в КНДР. Саму поездку в итоге пришлось отменить из-за коронавируса. Данное обвинение, пожалуй, одно из самых тяжелых их всех тех, которые предъявлены главе оппозиции.

Впрочем, ближайшей угрозой для политика являются другие обвинения - в публичном оглашении ложных заявлений в ходе предвыборных дебатов в 2022 г. Те выборы Ли Чжэ Мён в итоге проиграл нынешнему президенту РК Юн Сок Ёлю с разницей в менее чем один процент. Суд же по этому делу уже вышел на финишную прямую, и вердикт может быть оглашен уже в сентябре этого года. Если Ли будет признан виновным и получит тюремный срок, то не сможет принять участие в выборах президента.

Впрочем, даже если с первым приговором политику "повезёт" и его признают невиновным (или хотя бы сможет избежать реального тюремного срока), то его ждут еще три обвинения - вкоррупции, передаче денег КНДР и побуждении к лжесвидетельству. Следствие по ним продлится еще достаточно длительное время, так что можно сказать, что Ли Чжэ Мён до выборов (а может и позже) обречен регулярно посещать судебные заседания и находиться под угрозой осуждения.

Учитывая грядущие президентские - по сути самые важные для политического расклада Южной Кореи - выборы, ставки тут очень высоки, а потому главные конкурирующие силы - оппозиция и правящий лагерь - уже развернули ожесточенную битву за судьбу Ли Чжэ Мёна.

Убедительно недавно выигравшая парламентские выборы оппозиционная партия "Тобуро" использует свои рычаги в законодательном органе. Парламент намерен принять закон о назначении спецпрокурора для расследования обвинений в отношении участия Ли Чжэ Мёна в деле с передачей денег Северной Корее. По версии оппозиции, прокуратура сейчас выступают орудием политической борьбы в руках правящего лагеря и пытается просто убрать главного оппонента находящихся сейчас у власти консерваторов. В этой связи независимый спецпрокурор должен провести новое самостоятельное расследование, где уже президент, правительство и правящая партия не смогут вмешаться. Если президент использует право вето и "завернет" законопроект о назначении спецпрокурора по делу Ли Чжэ Мёна, то оппозиция угрожает объявить импичмент следователям Генпрокуратуры и вполне может сделать это, что затормозит следствие.

Как можно догадаться, администрация президента, правительство и правящая партия "Сила народа" отрицают политическую подоплеку дел в отношении их главного соперника, указывая, что обвинения появились уже давно, а в целом преступник, если цитировать слова героя одного из известных советских сериалов, "должен сидеть" вне зависимости от его общественного положения, постов и рейтингов.

Тут тоже стоит учитывать, что правящий лагерь сейчас находится, если можно так выразиться, "в разобранном состоянии". На прошедших 10 апреля выборах в парламент они потерпели серьезное и второе подряд поражение, что дало оппозиции возможность сохранить и даже увеличить свое большинство в законодательном органе власти. Результаты также были восприняты как вердикт и негативная реакция народа на первую половину срока правления президента РК Ли Чжэ Мёна. Это спровоцировало кризис в правящем лагере, уход главы правящей партии в отставку. В настоящий момент у правящих консерваторов фактически нет фигуры, которые могла бы составить реальную конкуренцию председателю "Тобуро" Ли Чжэ Мёну. Так что возможность "торпедировать" слишком сильного оппонента для правящего лагеря весьма кстати и дает шанс на мобилизацию сил в преддверии президентских выборов.

Однако не всё так просто и в оппозиционной партии "Тобуро". Там сейчас идут споры по поводу того, как им стоит реагировать на возросшую опасность "судебных рисков" в отношении Ли Чжэ Мёна. Пока доминирует точка зрения, что за Ли надо биться всеми силами и средствами, доводя его до выборов и выдвигая именно его кандидатуру. Вместе с тем, сильнее становятся голоса и тех, кто намекает на необходимость убеждения Ли сконцентрироваться на "разборках с судом", оставив руководство партией. Одновременно предлагают готовить и возможную замену Ли Чжэ Мёну на тот случай, если следователи всё-таки сумеют посадить его за решетку и "выбьют" из борьбы за кресло будущего лидера Республики Корея.

Кто тут в реальности прав - говорящая о "политической вендетте" со стороны правящего лагеря в отношении конкурента оппозиция либо указывающий на "равенство всех перед законом" правящий лагерь - сказать непросто, слишком уж стороны ангажированы и очевиден их прямой интерес. В любом случае "судебная битва в отношении Ли Чжэ Мёна" в настоящий момент является одним из главных политических процессов Южной Коре, а еёисход уже совсем скоро может предопределить, кто в начале 2027 г. встанет во главе РК - находящиеся сейчас у власти проамерикански настроенные консерваторы либо их противники "демократы" - представители главной оппозиционной Демократической партии "Тобуро" во главе с Ли.