17.06.2024 07:40
Поделиться

Тюменские палеоисследователи открыли новый сезон экотуров

В Тюмени стартует палеонтологический сезон, обещающий море находок. Причем, в прямом смысле, находок со дна древних рек и моря, что миллионы лет назад плескались на территории современного Большого Урала. Исследователи уже отыскали первые сокровища.
Ирина Никитина/РГ

Свободное время, азарт, одежда по погоде, мешок или глубокие карманы для сокровищ и легкий перекус (в идеале, подсказывает руководитель группы Владимир Ордовский, это пара яблок и вода - насытишься, но спать не захочешь) - вот и все, что нужно для субботней вылазки на границу Тюменской и Свердловской областей. Разведка недельной давности показала, что искать следы доисторической фауны в непрогретой воде еще рановато - ноги мерзнут, но ведь их можно обнаружить в законсервированном карьере, где когда-то добывали строительный песок - это тоже увлекательно.

Фото: Ирина Никитина/РГ

"Во время неогена, геологического периода, здесь протекала, условно говоря, прото-Пышма, вымывая древние породы и смешивая их со своими речными наносами. Сейчас это песок и галька, по которым мы идем. Смотрите внимательно: тут можно поднять агаты, сердолики, яшму, халцедоны. А там, где рабочие копнули глубже, - уже коренная глина возрастом 40 миллионов. Нынешнее русло Пышмы от этих мест теперь в 10 километрах - вот насколько сместилась", - рассказывает, скрипя сапогами по камушкам-окатышам, Ордовский.

По образованию историк, по призванию поэт, палеонтологией он увлекся благодаря случайным статьям про древних акул в интернете. Первая самостоятельная вылазка еще в 2010 году оказалась безрезультатной - чтоб вернуться с полными карманами "улова", надо все-таки знать, куда ехать и что искать. А возглавлять любительские группы Владимир начал после знакомства с натуралистом и путешественником Павлом Ситниковым из клуба "Эко-тур72" и глубокого погружения в тематическую литературу. Случилось это в самую пандемию.

За несколько лет тюменские палеоисследователи открыли шесть солидных местонахождений окаменелостей, а собственно точек поисков - 90! Только за прошлый сезон группа зафиксировала более 30 из них. В общем, материала много, есть перспектива создать выдающийся научный труд (одних видов древних акул - больше 20) и самому попасть в историю, ведь место отечественного исследователя фауны эоценового Западно-Сибирского морского бассейна пока вакантно. Почему до сих пор его никто не занял, непонятно.

"Грешно признаться, но единственными в России, кто в 2023-м году радовался низкой воде, были палеонтологи. Вот почему прошлый сезон стал самым ударным по находкам - ходи по щиколотку в речке да доставай ценности. Самое интересное оставляем науке: например, отдаем в Екатеринбург Владимиру Косинцеву, а остальное держим дома в чемоданах", - смеется наш гид.

"А сколько б мы со дна Туры в центре города всего подняли: уж точно не одну затонувшую баржу!" - поддерживает беседу Алексей Протасов.

Хотя эта поездка для него, человека из торговли, всего лишь четвертая, спустя час на одной ладони - россыпь камней, а на другой - горка акульих зубов. Палеонтологией увлечен с детства, притом собирает все подряд, не выделяя что-то одно. Пока самое ценное из откопанного - позвонок шерстистого носорога.

У биолога Ирины Ушаковой это путешествие четырнадцатое. Считай, тертый калач. Глобальной цели не имеет: просто едет и ищет, ищет и везет домой.

"Кто-то золотые украшения копит, а я вот старину. Иногда сяду, разложу коробки, рассматриваю, дивлюсь, что этим косточкам в среднем 50 миллионов лет, а я на фоне их возраста - всего лишь песчинка. Разве не здорово в прекрасной компании в чудесный день прикасаться к истории нашего края?!" - вопрошает туристка.

Фото: Ирина Никитина/РГ

Сбор акульих зубов и минералов на гальке - что сбор грибов в лесу. По первости рассредоточившись по всему карьеру, чтоб не выхватывать из-под носа палеобратьев и сестер особо примечательные вещицы, в итоге все сошлись на одной тропинке по очень уважительной причине. Слушая кукушку в ближнем лесу и беседуя о древних крокодилах (как-то тюменцы достали и подтвердили остеодерму - кожный щиток вымершей рептилии), наткнулись на птичью кладку. Четыре яйца на подстилке… из зубов (позднее орнитолог Евгений Баянов объяснил, что малый зуек обычно обкладывает гнездо камушками иной расцветки или формы; видимо, "останки" акулы отвечали его запросам). Пятеро ребятишек, отправившихся в поездку с родителями, открыли рты от изумления: какие телефоны, когда тут такое происходит.

Интернет правда не ловит, да и связь в принципе шалит, и человеку, привыкшему находиться в онлайне безвылазно, сначала непривычно, но спустя несколько часов единение с природой начинает нравиться. Тишина, покой, умиротворение. Солнышко, тучка, легкий ветер.

"Смотрите, что у меня!" - кричит, возвращая всех на землю, инженер Елена Баранова.

Отскребаем-моем в карьерной луже, и на свет является чудо - пластина зуба мамонта. Для этих мест штука не характерная, замечает гид, потому как мамонтовая фауна больше сосредоточена в Абатском районе Тюменской области за сотни километров от этого гидронамыва.

Фото: Ирина Никитина/РГ

Через пять часов, отгоняя приставучих мошек, подсчитываем сокровища и вспоминаем первые минуты поисков… Сначала была пустая зубья коронка (такое случается со временем), десятирублевик, камушки-агаты, кусочки морского дна, очень много сидеритов - это железная руда и кварцитов. Более внимательным везло: отпечатки двустворчатых моллюсков, большие акульи зубы, та самая пластина зуба мамонта, интересные змеевики, зеленая и красная яшма… Конечно, никто не наткнулся на "приметы" отодуса обликвууса, предка современной белой акулы, но такие находки все же встречаются в Свердловской и дальше в Челябинской областях. Как найдем, покажем!