18.06.2024 19:00
Поделиться

Почти 60% россиян приходится решать рабочие вопросы в свободное время

С просьбами подключиться к решению рабочих вопросов в свободное время, выходные и в отпуске сталкиваются 58% сотрудников, посчитали для "Российской газеты" в НАФИ. Только 30% говорят, что у них никогда такого не случалось. Большинству это не доставляет серьезных неудобств, а каждого шестого раздражает.
Владимир Песня/РИА Новости

Количество людей, которые вынуждены тратить личное время на решение рабочих вопросов, снижается. Пару лет назад их доля достигала 76%, по оценке SuperJob. Это связано с размытием границ трудового графика во время пандемии, но постепенно люди восстанавливают привычные границы рабочей коммуникации.

Чаще в нерабочее время задачи поступают к россиянам с более высоким уровнем дохода. Это говорит о том, что в основном это касается руководителей. Однако, по данным НАФИ, уже с дохода в 60 тыс. рублей в месяц сотрудникам приходится чаще включаться в рабочие задачи в личное время, в то время как два года назад Superjob отмечал, что большинство таких вопросов приходится на сотрудников с доходом более 80 тыс. рублей. То есть сегодня рабочими звонками все больше беспокоят не только начальников, но и рядовых сотрудников.

Решать профессиональные задачи за пределами рабочего дня чаще приходится бухгалтерам, финансистам, преподавателям и маркетологам

Включаться в работу в свое личное время сотрудников заставляет ряд причин. Среди них психологические - банальное неумение сказать "нет" коллегам и руководителю, которые просят что-то сделать. Иногда это является частью корпоративной культуры, когда в компании принято общаться по рабочим вопросам в том числе и в нерабочее время.

Бюрократические процессы также становятся причиной переработок. Задачи спускаются сотрудникам с уже горящими сроками, и их приходится закрывать в авральном режиме. Поводом для общения в нерабочее время становится плохая самоорганизованность руководителей и подчиненных.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Ирина Жандарова

Больше половины сотрудников вынуждены отвечать на рабочие вопросы в отпуске, выяснили в "Авито Работа". Чаще всего это приходится делать бухгалтерам и финансистам, учителям, преподавателям и научным сотрудникам, а также специалистам отделов маркетинга, рекламы и PR. При этом почти 70% работников признались, что сами беспокоят коллег в отпуске. Среди тех, кто принципиально не включается в решение рабочих вопросов во время отпуска, больше всего врачей, медсестер и программистов, отметили в SuperJob.

С юридической точки зрения сотрудник не обязан отвечать на звонки и сообщения в личное время: после окончания трудового дня, во время перерыва, отпуска, нерабочих и праздничных дней. Многие могут принять игнорирование писем и звонков за нарушение цифрового делового этикета. Однако работника нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности за пропуск писем, звонков в свободное от работы время. Такое положение прописано в статье 106 Трудового кодекса РФ, пояснили эксперты "Авито Работы". Трудящийся на обычном трудовом договоре сотрудник после окончания рабочего дня имеет полное право просто отключить телефон.

Многие руководители уверены, что ненормированный график работы дает им право обращаться к сотруднику с просьбами в любое удобное время, требовать не отключать телефон и всегда оставаться на связи. Ненормированный рабочий день действительно дает руководителю огромные возможности, к примеру, привлечение его к работе за пределами рабочего дня без его согласия, подтверждает руководитель приоритетных проектов Enforce Law Company Александра Соловьева. Как и отсутствие оплаты за такую работу по тарифу за сверхурочную работу. Однако задания сотруднику даже при таком графике должны быть эпизодическими. "Сейчас законодательством не установлено определение "эпизодичности", что дает возможность работодателю довольно вольно определять возможную частоту привлечения работника. По мнению Роструда, эпизодическим считается привлечение к работе не более 3 раз в неделю", - поясняет Александра Соловьева. Если же у сотрудника ежедневно есть обязанности за пределами рабочего времени, это уже не эпизодическое привлечение.

А если для работы за пределами рабочего дня есть график - например, это дежурства - то речь идет уже о систематических переработках. Такие переработки могут быть признаны сверхурочной работой с выплатой соответствующих компенсаций. Кроме того, ненормированный график не распространяется на выходные и праздничные дни. Вся работа, и даже просьбы руководства последить, подежурить из дома, побыть на телефоне, признаются сверхурочной работой, следует из разъяснений минтруда.

В качестве компенсации работники с ненормированным графиком работы имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 3 календарных дней. "Во многих крупных компаниях закрепилась практика предоставления таким работникам 5 дополнительных дней к отпуску", - говорит Александра Соловьева. И эта дополнительная часть отпуска может быть по просьбе работника заменена на денежную выплату.

Россияне только часто общаются за пределами рабочего дня, но и часто перерабатывают. Больше половины сотрудников заявляют об этом, следует из данных исследования "Работа.ру" и "Подработка". Каждый сотрудник, занятый в сфере транспорта и логистики, перерабатывает. Регулярно делает это 71%, еще 21% - редко, почти никогда - 8%. В торговле и ритейле число перерабатывающих сотрудников достигает 86%, чуть больше 80% в строительстве. В IT-сфере почти каждый пятый сотрудник не сталкивался с переработками.