Рождение партизанской галереи художника Модорова совпало с освобождением Беларуси и операцией "Багратион"
К этому времени действия партизан в Беларуси, Украине, Брянской, Смоленской и Калининской областях оперативно увязывали с войсковыми операциями по всей линии фронта. Партизанским командирам ставили задачу выводить из строя коммуникации врага и препятствовать, где только можно, отходу на запад его разбитых подразделений. В конце летнего наступления с войсками Красной Армии соединилось почти 195 тысяч партизан. По штатам военного времени это 14-15 полнокровных стрелковых дивизий.
Многие, кто приближал освобождение Беларуси и общую Победу в тяжелейшей борьбе с оккупантами, были удостоены боевых наград, отмечены специально учрежденной в феврале 1943 года медалью "Партизану Отечественной войны".
Но особая честь выпала тем бойцам и командирам, что стали героями живописных полотен "партизанского" художника Федора Модорова. В его авторской галерее - около шестидесяти таких портретов и сюжетных картин.
Среди самых известных - Василий Исаакович Талаш из белорусского Полесья, ушедший к партизанам за год до своего 100-летия. На картине у Модорова дед Талаш - в овчинном тулупе, с автоматом, гранатами на поясе и пулеметной лентой через плечо.
Батька Минай - еще одна легендарная личность в партизанском движении. Командир 1-й Белорусской партизанской бригады Минай Филиппович Шмырев устраивал для немцев засады на границе Витебской, Калининской и Смоленской областей - да так, что немцы и прислужники-полицаи боялись в эти районы соваться, объявили их зоной партизан и несколько раз пытались ликвидировать.
Не добившись желаемого, захватили в заложники четверых детей Шмырева. И заявили, что не отпустят живыми, если Минай не сдастся…
14 февраля 1942 года оккупанты расстреляли детей Шмырева вместе с его сестрой и матерью жены. Портрет М.Ф. Шмырева был написан Модоровым в 1943 году, когда об этой семейной трагедии узнали не только в Москве.
Партизанский художник
Из довоенной биографии Модорова известно, что родился он в 1890 году в поселке Мстёра - старинном центре иконописания на Владимирщине. До революции успел поработать подмастерьем в иконописной мастерской М.И. Цепкова. Потом продолжил обучение в Казанской художественной школе у Н.И. Фешина и в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде (1914-1918), где его учителем стал В.Е. Маковский.
А из Петрограда - обратно в Мстёру, строить новую жизнь. Был одно время председателем местного Совета рабочих и крестьянских депутатов, создал для детей художественную школу-коммуну и художественно-промышленный техникум, выступал за создание артели художников лаковой миниатюры. В 1923 году был назначен заведовать художественной частью первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, влился в столичную художественную жизнь, много ездил, рисовал.
А война вошла в его жизнь раньше, чем ступила на территорию СССР. В 1940 году он написал картину "Народное собрание в Западной Белоруссии", где главный герой - один из руководителей партизанского движения в Беларуси и Польше Сергей Притыцкий.
После начала Великой Отечественной Модоров несколько раз выезжал на фронт и писал натурные этюды. Результатом таких поездок стали картины "Бронебойщики под Калинином", "Бой за Калинин", "Отступление немцев на Холмском направлении".
По словам искусствоведов, "художник много и плодотворно работал в жанре портрета - с большим вниманием относился к характеру человека, стремился передать типические черты советских людей".
Наиболее ярко это мастерство и авторская манера проявились в портретной галерее белорусских, украинских и брянских партизан. Впервые Модоров встретился с ними в начале 1942 года на Калининском фронте. Тогда же сделал несколько альбомных набросков и зарисовал общее собрание партизан, происходившее у него на глазах в лесном овраге.
Эта тема надолго захватывает художника и ярко прослеживается в его творчестве. Он был тесно связан с Центральным штабом партизанского движения, которым руководил Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, и таким же Белорусским штабом.
В итоге написано с натуры и по беглым карандашным зарисовкам не менее 60 портретов и групповых картин с участием рядовых партизан и командиров, руководителей партизанского движения.
В 1944 году Федора Александровича Модорова удостоят звания "Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР" и наградят орденом Трудового Красного Знамени. После войны он станет членом-корреспондентом Академии художеств СССР, ректором Московского государственного художественного института имени Сурикова и народным художником РСФСР.
В октябре 1965 года, к 75-летию, состоялась его персональная выставка в Академии художеств в Москве. А созданная им галерея партизанских портретов была и остается одним из самых ярких и волнующих произведений о народном подвиге в годы Великой Отечественной. И тех, кто приходит к его могиле на Новодевичьем, встречает лаконичная надпись: партизанский художник.
Роковая картина
Живописная работа художника Модорова "Партизаны на приеме у товарища Сталина", над которой он трудился особенно тщательно и понимал ее "программное" значение, волею обстоятельств стала для него роковой. И погубила (как минимум) весь уже отпечатанный в издательстве "Искусство" тираж книги-альбома "Партизаны Великой Отечественной войны. Портреты Ф.А. Модорова".
Вся причина в дате - 1953 год: в марте умирает Сталин, в июне как враг народа арестован Берия. А на картине он в центре, рядом с вождем, представляет ему героев-партизан…
Тираж альбома уничтожили, сохранился только его сигнальный экземпляр. А злополучная картина "Партизаны на приеме у товарища Сталина. 1945. Холст, масло", что открывала альбом и была единственная напечатана в цвете (остальные - черно-белые) вопреки ожиданиям уцелела.
Более того, в 2020 году она была представлена на онлайн-выставке "Подвиг народа - память поколений" и значилась почему-то в коллекции Иркутского художественного музея.
В Москве, в Центральном музее Вооруженных сил, хранится портрет Героя Советского Союза Николая Покровского, созданный Модоровым в 1943 году. А в Третьяковской галерее - портрет белорусской красавицы-партизанки Лиды Асмоловской. Это с ее участием партизаны пленили немецкого наместника в Климовичах барона фон Файта.
Утверждают, что этот портрет очень впечатлил англичан - в 44-м в Лондоне была организована выставка партизанских картин Модорова. А у французов, если следовать легенде, яркая блондинка Асмоловская стала прототипом героини фильма "Бабетта идет на войну"...
Еще одна работа из той же галереи художника Модорова, датированная 1943 годом, находится в фондах Ростовского областного музея изобразительных искусств. Это "Портрет партизана Федора Клюева". Можно предположить, что с ним автор встретился весной 42-го, когда героя 13 лет переправили в Москву, в главный штаб партизанского движения, для вручения наград - сразу двух орденов и медали, утверждают некоторые источники. Отважный подросток взорвал фашистский штаб, комендатуру и лично уничтожил четырех полицаев.
Сохранился документ, подписанный командиром партизанской группы, в которой действовал Клюев: "Тринадцатилетний партизан Федя Клюев по заданию командования четыре раза переходил линию фронта в районах Выползово и Солнцево Курской области и передавал в штаб 40-й армии ценные сведения о базировании танковых и сухопутных войск фашистской Германии. Обладая мужеством и стойкостью, Федя Клюев переносил через линию фронта пакеты, содержащие секретные сведения, зная заведомо, что в случае провала фашисты применят смертную казнь".
После войны Федор Клюев решил продолжить службу: по некоторым сведениям, поступил в военное училище, окончил его, служил в авиационных частях. А потом вдруг пошел учиться на философский факультет МГУ…
Как дальше сложилась его судьба и судьба таких же, как он, героев с картин Модорова, неизвестно. В начале 2000-х, когда была жива дочь художника, пытался что-то разузнать кандидат исторических наук Виталий Скалабан. Он заведовал отделом публикации документов Национального архива Беларуси и несколько раз приезжал в Москву, встречался с Марианной Модоровой-Потаповой, вел переписку с музеями и семьями бывших партизан.
Тогда же произошло его знакомство с Сергеем Кандыбовичем - председателем Федеральной национально-культурной автономии Белорусов России. И теперь, уже под эгидой ФНКА, эту эстафету приняли в свои руки добровольцы - несколько преподавателей и студентов Российского нового университета.
Творческая группа, которую создали члены совета национально-культурной автономии "Белорусы Москвы" Владимир Кулик и Валерий Карданов, смогла установить, что произведения Ф.А. Модорова (до 400 картин) хранятся в 48 музеях. А созданные им портреты героев-партизан есть в экспозиции и фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея В.И. Ленина в Москве, Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск), Центрального музея Вооруженных Сил России.
Когда этот материал готовился к публикации, доцент РосНОУ Валерий Карданов сообщил "Российской газете", что они достигли договоренности с ЦМВС и уже провели фотосъемку 18 картин Модорова, которые находятся в фондах этого музея. К этому дню получена и цифровая репродукция картины "Партизаны на приеме у товарища Сталина" из фондов филиала ГИМ "Музей В.И. Ленина".
Связать историю и современность
Сергей Кандыбович, председатель ФНКА Белорусов России, Заслуженный деятель науки РФ, профессор:
- Почему мы этим занялись и что хотели бы видеть в финале? Поисковая, исследовательская работа интересна сама по себе. А тут, считаю, и наш сыновний долг. Если в 53-м году смогли эти портреты собрать, сделать репродукции и подготовить книгу, даже издать ее тиражом 10 тысяч экземпляров, то нам сейчас, как говорится, само время велит. Может получиться замечательный историко-мемориальный и художественный альбом. Параллельно с этим - авторская выставка Федора Модорова. Для начала в Минске и Москве, а дальше время покажет.
На картинах Модорова есть имена широко известные: дед Талаш, батька Минай, партизанский генерал Корж, несколько Героев Советского Союза, легендарный Ковпак…
Есть работа, на которой начальник Центрального штаба партизанского движения Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко с командирами отрядов. А есть, и много, портретов, под которыми только имя и фамилия. Вот, например, партизанка Галя Кирова, партизанка Нина Макарова. У той и другой медаль, а кто они, чем отличились, как сложилась их судьба в дальнейшем? Если выжили, чем занимались после войны, кто продолжил их род?
Подпись под портретом: "Партизан Т.Е. Шавгулидзе". А он откуда? Как оказался в партизанском отряде и где, по какому случаю его встретил Модоров?
Или вот Саша Морщинин, на груди - орден Ленина, а по виду совсем мальчишка. Кем он стал во взрослой жизни?
Партизанка Катя Заховаева - кто сейчас ее вспомнит? А на картине Модорова она как живая. Но что иногда выясняется?
При Московском комитете ветеранов активно работала партизанская секция: проводили встречи, выезжали на места боев, восстановили памятную доску на здании бывшего санатория в подмосковной Сходне, где в годы войны размещался Белорусский штаб партизан...
Пока была жива, в этом активно помогала дочь Модорова - Марианна. В начальный период войны, в 41-42-м годах, она работала в штабе у Пономаренко, лично знала многих партизан, общалась с ними после войны, когда уже вышла замуж за командарма Михаила Потапова. Он, как известно, попал в плен, но вернулся живым и не сломленным, ему сохранили звание и все награды.
Так вот о партизанке Кате Заховаевой: в издании "Память" (это Минск, 1997 год) в разделе по Чашникскому району Витебской области ее портрет оказался с подписью "К.П. Заховаева. Малюнак М. Абрыньбы". И в совете ветеранов, когда такое обнаружили, справедливо возмутились: это не "малюнак Абрыньбы", а мастерски выполненная работа Федора Модорова! А если бы репродукции его картин, не говоря уже о самих картинах, были в музеях и у музейных работников в тех же Чашниках или Витебске, ничего подобного не случилось бы…
Редакция "Российской газеты" обращается к своим читателям, коллегам-журналистам, работникам культуры, краеведам и архивистам с просьбой включиться в совместный поиск и сообщить известные подробности о судьбе и местонахождении - прежде и сейчас - "партизанских" картин Федора Модорова. Адрес для обратной связи: portret_partizana@rg.ru