КС РФ изучит закон Бурятии о ликвидации бродячих животных

Конституционный суд РФ приступил к изучению регионального законодательства Республики Бурятия об обращении с животными.
iStock

Рассмотрения дел в КС довольно давно не проводились очно. Возможно, поэтому все стороны процесса были в своих выступлениях весьма эмоциональны. Однако "в сухом остатке", что называется, вопрос не только о гуманном обращении с животными, оставшимися без хозяина.

Главная проблема - есть ли противоречие между региональным и федеральным законодательством.

Судья Верховного суда Бурятии Татьяна Раднаева, от имени которой был направлен запрос в КС, отметила, что она, как мать и как жительница региона, осознает всю опасность, исходящую от безнадзорных животных. Для Бурятии эта проблема стоит остро. Один из последних случаев произошел в Гусиноозерске: бродячая собака напала на девочку прямо на детской площадке.

Но ликвидировать жизнеспособных и неагрессивных животных - негуманно, полагают зоозащитники, которые оспорили региональный закон в ВС Бурятии.

В то же время содержать их в приютах до наступления естественной смерти, как предписывает 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными...", довольно дорого. Поэтому не стоит ожидать, что региональные полномочия по обращению с животными без хозяев будут направлены исключительно на улучшение их положения, отметил полпред президента РФ в КС Александр Коновалов. Средства региональных бюджетом ограничены, и "в условиях, когда не хватает денег на лечение детей, больных лейкозом или на протезирование инвалидам, слишком яростные протесты в защиту безнадзорных животных выглядят цинично".

Анализ регионального закона, проведенный в ходе слушаний, показал существенные расхождения законодательств двух уровней. Статья 16 498-ФЗ, к примеру, содержит прямой запрет на умерщвление "за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных", причем диагноз должен поставить ветеринарный врач. А статья 8 закона Республики Бурятия "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия" в качестве одного из оснований для умерщвления содержит пункт "признание животного невостребованным, если в течение 30 календарных дней пребывания в пунктах временного содержания животное без владельца осталось невостребованным физическими или юридическими лицами".

По мнению Генпрокуратуры, местный закон "не имеет ничего общего с федеральным законом"

При этом федеральный закон указывает, что "содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается". То есть фактически, полагает полпред Генерального прокурора в КС РФ Вячеслав Росинский, данная норма позволяет обойти федеральные методические рекомендации по обращению с животными, а в целом региональный закон "не имеет ничего общего с федеральным законодательством", а потому имеет признаки несоответствия Конституции РФ.

Судьи КС еще раз изучат доводы сторон и примут решение в ходе закрытого совещания.

О дате его провозглашения будет объявлено дополнительно.