Поделиться

На Северном Кавказе рассказали о подводных рифах развития стритфуда

Сегодня одним из наиболее стремительно развивающихся секторов рынка услуг становится индустрия быстрого питания. Эксперты полагают, что развитие этого направления позволит смягчить проблемы занятости, которые наиболее остро стоят в республиках Северного Кавказа.

Еда в полный рост

В прошлом году число посетителей крупных сетей быстрого питания оказалось максимальным с начала 2021 года и составило 45 процентов. Такие данные приводит в своем анализе исследовательский холдинг "Ромир".

- Фастфуд в регионах смог преодолеть сложности пандемии и турбулентность 2022 года, - поясняет директор по работе с клиентами холдинга "Ромир" Маргарита Абрамкина. - Сети прошли через перестройку бизнес-процессов или даже полный ребрендинг и уверенно развиваются.

Наглядный пример - амбициозные планы по региональной экспансии лидера в сфере предприятий быстрого обслуживания в России "Вкусно - и точка". Эта сеть планирует открыть около 15 ресторанов на Северном Кавказе в течение пяти лет. Об этом заявил замглавы минпромторга РФ Виктор Евтухов.

Чиновник добавил, что компания рассматривает возможность расширения своего присутствия с помощью продажи франшизы и выхода бренда в новые для себя регионы страны.

По данным официального сайта быстрого обслуживания, сейчас на Северном Кавказе открыты две точки в Кабардино-Балкарии и 12 - на Ставрополье.

"Вкусные" места

В царской России самой популярной едой "на ходу" были калачи, сайки и гречневики. Непременным элементом советского стритфуда стали беляши, шашлык и чебуреки. Так или иначе, этими, как тогда говорили, "ништячками" бойко торговали на вокзалах, ярмарках, рынках и стадионах.

Сегодня, если верить соцопросам Межрегионального центра общественных инициатив "Северный Кавказ", самым популярным гастрономическим брендом стали осетинские пироги. Конкуренцию им составляют блюда дагестанской кухни - хинкали, чуду, дюшбара.

Эксперты считают, на Северном Кавказе сложились уникальные условия для роста стритфуда за счет узнаваемости локальных брендов, тем более что путь к душе туриста лежит через желудок.

- Одним из главных в СКФО остается вопрос качества сервиса, - полагает министр курортов и туризма Кабардино-Балкарии Мурат Шогенцуков. - Здесь мы можем наблюдать парадокс: гостеприимное население, но недостаточно высокий уровень обслуживания. Нужно научиться проявлять внутренне присущий нашему человеку менталитет при обслуживании туристов.

Эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова уверена, что проблемы роста республики СКФО смогут преодолеть, если будут стараться, тем более что этот бизнес подходит не только для крупных мегаполисов, но и для совсем небольших городов. Главное - создать креативную идею "самой вкусной достопримечательности N 1". Рекламой станут сами запахи чуду или фычинов с хрустящей корочкой. В довесок - ароматный чай или прохладный шербет и вишенка на торте - мягкое мороженое с кавказскими травами. Всего несколь ко ингредиентов - и успех обеспечен.

Лучшим продвижением национальной еды станут сами запахи чуду или фычинов с хрустящей корочкой. В довесок - ароматный чай или прохладный шербет

Сегмент быстрой еды - самый стабильный в сфере питания, добавляет Марина Лапенкова. По итогам прошлых двух лет на долю фастфуда пришлось 57 процентов расходов россиян на общепит. Постоянный прирост сегмента составляет примерно шесть процентов в год.

Тем не менее отечественный рынок остается слаборазвитым. Если в Западной Европе на 10 тысяч населения приходится по 40-50 точек быстрого питания, то в регионах РФ всего насчитывается три-четыре заведения формата food on the go.

Туристический драйвер

Сфера услуг оказывает все более значимое влияние на экономику страны, характер и структуру потребления населения, считает доктор технических наук ректор Ставропольского технологического института сервиса Владимир Жидков. В 2021-2023 годах оборот рынка общественного питания в РФ вырос на 47 процентов - с 1,93 до 2,83 триллиона рублей. Драйверами рынка стали внутренний туризм, рост которого стал дополнительным стимулом для сегмента быстрого питания.

- Региональная специфика развития этого бизнеса определяется в первую очередь общим уровнем жизни граждан. Кроме того, важную роль играет рекреационная направленность, плотность и общая численность населения, региональный инвестиционный климат, особенности потребительских предпочтений, институциональные ограничения деятельности, - отмечает Владимир Жидков.

По мнению ученого, СКФО, и в частности Ставропольский край, будучи аграрно развитым регионом, обладает целым рядом предпосылок для формирования на своей территории предприятий здорового питания в сегменте фастфуд.

- Недостаток производства тех или иных продуктов в одних регионах Северного Кавказа и юга России с успехом покрывается поставками в него из соседних субъектов Федерации, - полагает Владимир Жидков. - Как следствие, это позволит решить проблему использования сырья длительного срока хранения, что, в свою очередь, положительно скажется на качестве приготовленных блюд.

Тем временем

В Северной Осетии три молодых специалиста создали сеть стритфуда. Эльвира Гуриева, Таирбек Хетагуров и Олег Пухов после окончания вуза открыли свое дело и начали торговать пирожками возле входа в Северо-Кавказский госуниверситет. На первый взгляд простая идея неожиданно оказалась успешным бизнес-проектом. Создав около 15 чебуречных в Северной Осетии, бывшие студенты вышли на растущие рынки соседей. Уже открыты две новые точки в Нальчике.